Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Составила  Теске Л.Г.
Воспитатель ГДОУ д/с№76
Калининского района
г. Санкт – Петербурга

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказания существуют.
К самым неправильным, неблагоприятным формам наказания следует отнести физическое воздействие. Однако традиционное представление значительной части родителей, что физическое наказание не такое, уж большое зло, а во многом даже благо, довольно распространенно. Это связано с довольно сильной внешней эффективностью этого метода. Таким способом можно оказать влияние на кого угодно, а не только маленького и беззащитного человечка. Но все-таки этот метод не является действенным и воспитательным. Почему?
Если родители использовали физическое наказание, когда дети не подчинялись их требованиям, то данное воздействие не решило конфликта, а лишь создало иллюзию его разрешения. Ведь в результате подчинился не ребенок, его действиями руководит в этот момент лишь инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда родители сами не контролируют свое поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Похоже, что природная склонность родителей – учить на отрицательном примере. Вряд ли ребенок поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь доказать ему неправоту или добиваясь послушания.
К физическим наказаниям не следует прибегать еще и потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому в присутствии того человека, который его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят в ребенке воспитать действительно моральное поведение- способность поступать правильно исключительно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не, потому что кто- то ставит условия.
Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна, и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель со сверстниками.
Очень распространенной формой наказания является такие, когда ребенок лишается части любви родителей (когда родители игнорируют  ребенка, отказываются от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это очень сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только на короткое время.
Действенность такого наказания зависит от отношений до его применения. Если между ребенком и родителями существовали отношения подлинной близости, взаимоуважения, любви и доверия, то такой метод может быть использован. Если же этого не было, то подобное наказание абсолютно ничего не даст: временная утрата любви имеет смысл тогда, когда есть что терять. Нельзя в качестве наказания оставлять маленьких детей одних дома или угрожать, что мама уйдет.
Запрет. Довольно часто, в силу ограниченности собственного опыта ребенка, родители вынуждены запрещать что-то – прежде всего для предотвращения того вреда, который он может нанести самому себе или окружающим. Запрет должен опережать совершение неправильного поступка или быть немедленной на него реакцией. Очень важно в таких случаях контролировать речевые высказывания, ограничиваясь кратким замечанием – « нельзя!» и отказываясь от развернутой  аргументации, почему именно нельзя. Лучше показать свое неудовольствие мимикой, выражением лица. Тогда ребенок постепенно научится понимать, какие поступки вызывают эмоциональную поддержку родителей, а какие – нет. Опережающий запрет должен быть лаконичным и точным.
Довольно распространенным наказанием  в семье является наказание «естественными последствиями», состоящее в лишении ребенка за провинность чего – либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок…). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Понятно, что применение этого метода воспитательного воздействия возможно лишь с определенного возраста, когда ребенок может установить связь между своим  поступком и наказанием. Поэтому целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного для ребенка события. Применяя такое наказание, нельзя лишать ребенка того, что необходимо для полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками. Хорошо, если данный вид наказания принимает вид распространенного на всех в семье правил: намусорил – убери сам, испачкал – приведи сам в порядок и т.д.
Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но следует помнить слова знаменитого Януша Корчака: « Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний».
Если все-таки наказания не избежать, помните:
-Наказание не должно вредить здоровью.
-За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый.
-Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».
-Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
-Наказан – прощен. Страница перевернута, о старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
-Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
-Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»