«Группа кратковременного пребывания как одна из форм предоставления дошкольной образовательной услуги»
Шапковская Мария Григорьевна
заведующий ГБДОУ № 67
Калининского района
Санкт-Петербурга
Сегодня уже не нужно доказывать значимость и пользу дошкольного образования. Говоря о преимуществах, которые дает ребенку дошкольное образование, хотела бы подчеркнуть, что именно в детском саду его воспитанием, интеллектуальным, психическим и физическим развитием занимаются профессионалы. Это воспитатели, медработники, инструкторы по физической культуре и другие специалисты, специально подготовленные к работе с детьми дошкольного возраста. Благодаря этому ребенок не просто находится под наблюдением, но и имеет возможность активно и всесторонне развиваться. В детских садах соблюдается режим дня, дети получают сбалансированное питание. Но, пожалуй, не менее важно, что ребенок учится жить и общаться в коллективе, учится ладить со сверстниками, адаптироваться к новым условиям. Безусловно, есть родители, которые могут нанять гувернантку или няню для индивидуальных занятий с детьми, также есть семьи, в которых мамы имеют возможность не работать и заниматься развитием своих детей, уделяя им все свое внимание и заботу. Однако, несмотря на множество плюсов, в таком подходе есть один большой минус: ребенку, получившему самое прекрасное домашнее воспитание, уже умеющему читать и писать, зачастую недостает навыков общения со сверстниками.
В большинстве российских городов из-за низкой рождаемости было закрыто немало детских садов. Из-за демографического кризиса бывшие детские учреждения зажили новой, как правило, коммерческой жизнью.
О проблеме нехватки детских садов знают не только те, кто столкнулся с ней непосредственно – родители и специалисты. Власти ищут пути решения данной проблемы, это и возвращение старых детских садов, строительство новых, привлечение частных детских садов и т.д.
Государственная политика ориентирована на обеспечение общедоступного дошкольного образования, но в настоящее время даже все принимаемые меры не способны удовлетворить потребности населения в дошкольном образовании и эта проблема не конкретного микрорайона, а города и большинства регионов.
Восстребованность услуги дошкольного образования в раннем возрасте с 1,5 до 3 лет заключается в том, чтобы адаптировать ребенка к условиям детского сада и развивать его с помощью профессиональных людей. Это лишний раз доказывается посещением детского сада детьми данного возраста лишь в утренние часы. Родителями зачастую не востребовано посещение детского сада на целый день. Ребенка приводят лишь на короткий период времени, как правило, до обеда, чтобы с ребенком поиграли в развивающие игры, потанцевали, погуляли и т.д.
Проанализировав работу помещений детского сада (музыкальный зал, физкультурный зал, учебная комната) можно сделать вывод, что основная нагрузка этих помещений приходится до 11.00 часов (до утренней прогулки) и до 17.00(до вечерней прогулки). Соединив эти два наблюдения воедино, мы можем рассмотреть вопрос об открытии групп кратковременного пребывания.
Создание групп кратковременного пребывания помогут решить несколько проблем:
- увеличение охвата детей дошкольным образованием и удовлетворение потребностей родителей;
- помощь ребенку в социализации и в перспективе легкой адаптации к условиям детского сада;
- возможность создания более широкого спектра образовательных услуг;
- решение кадровых проблем (материальное стимулирование педагогов);
- привлечение дополнительных доходов позволит улучшить материально-техническую базу учреждения;
- повышение рейтинга и конкурентоспособности учреждения.