Эмоции, которые испытывает ребенок с первых минут появления на свет, и его развитие очень тесно взаимосвязаны. На основе положительных эмоций развиваются движения, речь, память. А первые эмоциональные проявления малыша, такие , как крик или улыбка, являются его средством общения со взрослым человеком. Причем можно смело сказать заявить, что для нормального развития ребенка необходимым условием являются именно положительные эмоции.
Чтобы ваши детки своевременно развивались, необходимо не только вовремя их кормить, одевать по погоде, обеспечивать хороший гигиенический уход, но еще и правильно организовывать то время, когда они бодрствуют. Когда ребенок не спит, очень важно поддерживать его в радостном и бодром настроении, часто общаться с малышом, создавать условия для игры: игрушки должны соответствовать возрасту, игры - развитию, и площадь для движения должна быть достаточной.
Понятно, что в процессе развития ребенка происходят изменения не только в психической или интеллектуальной сфере, но и в эмоциональной. Буквально с каждым прожитым днем у ребенка возрастает способность не только сознавать, но и контролировать свои эмоции, меняются его взгляды на отношения с окружающими и на мир в целом.
Надо помнить, что качественное развитие эмоциональной сферы детей не происходит само по себе. В последнее время дети вместо общения со сверстниками и взрослыми много времени проводят около телевизора или компьютера. Просто многие взрослые много времени в силу своей занятости или каких-то других обстоятельств даже не задумываются о том, что именно общение в значительной степени обогащает эмоциональную сферу и каким образом оно влияет на жизнь и развитие малыша.
Наверное , из-за этого наши дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Карл Изард классифицировал эмоции, основываясь на фундаментальных: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, страх, стыд. Остальные эмоции согласно его теории, являются произвольными.
Интерес - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внешние на объект, его возвышения и может переходить в интерес.
Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной информации о невозможности удовлетворения жизненно-важных потребностей, которые до этого момента представлялись более или менее вероятными.
Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее форме аффекта вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения субъекта.
Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности с представлениями о подобающем поведении и внешнем облике окружающих и собственном.
Страх - отрицательное эмоциональное состояние. Появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию. О реальной или воображаемой опасности.
Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие эмоциональные комплексные состояния, как например тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.