Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Значение физкультурных пауз и физкультурных минуток в жизни дошкольника

Иванова Елена Николаевна

Физическое воспитание является основой всестороннего развития. Физическое воспитание возникло с появлением человеческого строя на основе процесса труда. Цель физического воспитания – физическое совершенство, нормальное протекание всех физиологических процессов, высокое развитие физических способностей.
Полноценное физическое развитие дошкольников – это прежде всего своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребёнку видам движений, воспитание положительных, нравственно волевых черт личности. Физические упражнения какого же их значение?
Различные физические упражнения и особенно игры, прежде всего благоприятно влияют на физическое и умственное развитие детей. Под влиянием физических движений улучшается деятельность головного мозга, а также нервной системы, у детей создаётся бодрое, жизнерадостное настроение. Физические упражнения содействуют развитию таких важных качеств, как внимательность, точность, дисциплинированность, настойчивость.
Разумное физическое воспитание – основа для общего развития каждого ребёнка, так как оно обеспечивает его нормальный рост, укрепление здоровья и формирование психики.
Процесс управление физической и умственной работоспособностью дошкольника в различных видах его деятельности – одна из наиболее актуальных проблем педагогики, психологии и методики физического воспитания. Установлено, что обучение детей на занятиях является для них значительной нагрузкой, требующих напряжённости, вынужденных поз. Во время занятий у детей появляется утомляемость, они начинают вести себя беспокойно, вертеться, разговаривают, ослабевает внимание. Для того чтобы у детей не было умственной утомлённости, надо включать в занятия физкультурные минутки и физкультурные паузы, которые снимают утомлённость, повышают работоспособность детей.
Физкультурные минутки и физкультурные паузы ещё называют малыми формами отдыха. При их проведении путём двигательной активности создаются новые очаги возбуждения в коре головного мозга, которые вызывают торможение в ранее возбужденных участках, снимая тем самым утомление. Особенно важно правильно дозировать физическую нагрузку при проведении физкультурных пауз и физкультурных минуток. Дозировка физических нагрузок в значительной степени зависит от подбора физических упражнений. Комплексы упражнений на физкультурных минутках и паузах должны составляться с учётом физической подготовленности детей, специфики проводимых занятий и эмоционального состояния детей. Основными принципами построения физкультурных пауз и минут являются вовлечения в работу мышц – антагонистов, применение средней степени физической нагрузки. Важно также избегать однообразия, поддерживать постоянный интерес детей к физическим упражнениям.                                                                                   
Физкультурные паузы – это целенаправленный комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями с целью активного отдыха. Их целесообразно проводить в хорошо проветриваемом зале или групповой комнате, со строгим соблюдением известных гигиенических и педагогических норм и правил.
Различают две формы организации детей для проведения физкультурных пауз: 1.самостоятельное выполнения детьми движений; 2.фронтальное выполнение физических упражнений под руководством воспитателя. Самостоятельное выполнение физических упражнений под руководством воспитания в физкультурной паузе преследует цель научить детей целесообразно использовать время между занятиями в активном движении. Это важный фактор в деле подготовки детей к обучению в школе, так как способствует воспитанию привычек и умений самоорганизации. Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить зал или групповую комнату, оборудование и пособия. Необходимо следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки. С этой целью можно предложить детям задания. Например, выполнить один раз комплекс с мячом «Школа мяча», или разделиться на 2-3 группы: первая группа набрасывает кольца (в игре кольцеброс); вторая играет с кеглями; третья- ходит по массажному коврику.
Организованный (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Игра служит средством эмоциональной нервной разрядки, а сочетающий с ней комплекс общеразвивающих упражнений является организующий и дисциплинирующим элементам. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Длительность физкультурных пауз для детей старшего дошкольного возраста должна быть не менее 10 минут. Физкультурные паузы не проводятся в те дни, когда вторым по плану идет музыкальное или физкультурное занятие.   
Физкультурная минутка не является обязательным режимным моментом, как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение её в режим дня детей даёт положительные результаты. Физкультурные минутки – это кратковременные перерывы на занятиях (длительностью 2-3 минуты) для проведения физических упражнений с цель. Предупреждения утомления, сохранение работоспособности и профилактике нарушения осанки, а также способствует укреплению организма ребёнка. Физкультурная минутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, затем снова переключить их на продолжение занятий. Упражнения, входящие  в  физкультурную минутку улучшают осанку детей, усиливают обмен веществ организме, повышают внимание. Не все занятия требуют введение физкультминутки. На занятиях по музыкальному воспитанию, конечно, нет надобности включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Она необходима на занятиях по развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, требующих большей усидчивости и внимания детей. Но нужно учитывать, что иногда при большей заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может помешать успешному проведению занятия.
Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня для старших групп. Физкультминутка проводится в групповой комнате. Наиболее благоприятным моментом проведения физкультминутки следует считать вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Уловить этот момент часто бывает трудно, но при хорошем знание коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.
В подборе упражнений для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. На занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание и разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание рук, круговые движение в лучезапястном суставе, упражнение для мышц кисти. На занятиях по развитию речи, математике, целесообразно использовать упражнения для мышц спины, потягивание, выпрямление с глубоким дыханием через нос. Для улучшения кровоснабжения головного мозга при больших нагрузках рекомендуется движения головой: наклоны вперёд – назад – лошадка кивает головой; качаем головой от плеча к плечу-ай-ай –ай, удивляемся, повороты в стороны – посмотрим, что справа, что слева. Выполнение должно идти в спокойном темпе. Нередко физкультминутка сливается с содержанием занятия. Например, на занятиях по развитию элементарных математических представлений воспитатель показывает детям карточку с числом 8 и предлагает похлопать в ладоши (поднять и опустить руки, постучать, присесть, попрыгать,) на один раз больше или меньше и т. д. Иногда физкультурная минутка может носить отвлечённый от занятия характер. У малышей физкультминутка должна быть связана с содержанием занятия. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения данного занятия, а не давать её заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкульминутку не всегда следует.
Таким образом, физические упражнения оказывают положительные действия не только на физическое развитие детей, но и на восстановление умственной работоспособности. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»