Статья
Художественно-эстетическое развитие во время НОД
Щербакова Елена Владимировна,
воспитатель
Дошкольный возраст — это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Объектом моего исследования является процесс гармонического развития детей дошкольного возраста.
1.изучить литературу;
2.проанализировать проделанную работу;
3.провести мониторинг, сделать выводы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы по дошкольному воспитанию, художественно-эстетическому воспитанию);
-экспериментальные (подготовка и проведение занятий по ручному творчеству);
-эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов ручного творчества);
Методики исследования:
- Методика В.И.Логиновой;
- Анкетирование родителей.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.
Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности,
Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Одна из задач художественно-эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого художественно-эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты». Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты ручного творчества.
Что же представляет собой творчество? Творчество-это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества [Е.А. Дубровская, 2002, .
Многие психологи давали свои определения творчества, но все они сводились к тому, что творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое, оригинальное.
Детское художественное творчество существует. Нельзя забывать и о том, что искусство дает богатый эмоциональный опыт. Это опыт особого рода: искусство не только вызывает переживание, но и познает его, а через познание чувства оно ведет к овладению им (эмоциональная отзывчивость).
Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности и выделены следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические.
Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных, творческих, художественно-эстетических качеств ребенка.
Воспитательный компонент цели заключается в формировании у ребенка художественного вкуса, в воспитании интереса и потребности к ручному художественному творчеству.
Образовательный компонент цели выражается в знакомстве, в обучении различным видам творчества (техника оригами, бумажная пластика, техника коллажа).
Практический компонент цели заключается в овладении ребенком ручных умений работать с бумагой, ножницами, клеем; в творческих умениях создавать продукты ручного творчества.
Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, я сделала вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у дошкольников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.
Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась: что художественно-эстетическое воспитание действительно влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.
Обеспечение программно – содержательным материалом обучения ручному творчеству и создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания дошкольников. Педагог, зная это, способен посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. — №6. — С.57-67.
2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М., 1972.-с.156.
3.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1980.-384с.
4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991.
5. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М.: Педагогика, 1986.
6. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М., 1985.-186с.
7. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А.Пономарев.- М.: Педагогика, 1986.
8. Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.
9. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1992.
10. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1995.
11. Соловьева Н.Г.Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники бумагопластика. Айрис-Пресс 2004.