Статья
Развитие и коррекция творческого воображения
у детей дошкольного возраста
Хаперская Раиса Семёновна,
воспитатель речевой группы ГБДОУ №124
Творческое воображение в настоящее время называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Все мы, конечно, знаем о том, насколько важным психическим процессом является воображение. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. Чем лучше развито у дошкольника воображение, тем легче ему включаться в учебную ситуацию и осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым. Следовательно, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.
Воображение начинает развиваться в младшем дошкольном возрасте и отличается пассивной формой. Ребенок с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка.
Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
Мы предлагаем применять нижеперечисленные методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения и рекомендации с целью помочь педагогам развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей.
Методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения.
1. «Дорисовывание фигур» (автор - П.Торренс, модификация О.М.Дьяченко)
Цель: оценка способности к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.
Проведение: набор карточек с нарисованными на них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник), карандаш. Всего – 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.
2. «Составь предложение» (модификация Т.В. Чередниковой).
Цель: оценка словесно-образной креативности
Проведение: Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше
предложений с этими тремя словами в каждом из них. Допустимы любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.
3. «Перестановка спички» (автор Т.В.Чередникова, модификация
В.Т.Кудрявцева)
Цель: Оценка способности к поиску и использованию формообразующего
(целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое).
Проведение: В основе теста - один из многочисленных видов игр-головоломок со
спичками, в большинстве своем имеющих «фольклорное» происхождение.
Необходимы - сложенные из спичек изображения дома, коровы, стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок - ягодка (в стакане). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.
4. «Несуществующее животное» (модификация А.Э.Симановского)
Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.
Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.
При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотам). При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост).
Как показывает практика, развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение. Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».
Для развития воображения применяются:
- Игры, направленные на создание образов на основе заданных элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.)
- Игры, предполагающие самостоятельное творчество детей, изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.).
- Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.).
- Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
- Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я - кленовый листочек», «Подснежник», «Бабочка»), а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
- Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
- Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.
Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.
Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в различных видах занятий. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.