Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Статья

Развитие и коррекция творческого воображения
у детей дошкольного возраста

Хаперская Раиса Семёновна,
воспитатель речевой группы ГБДОУ №124

Творческое воображение в настоящее время называется в качестве одной из  основополагающих    ценностей    образования.    Все    мы,    конечно,    знаем   о том,  насколько  важным  психическим  процессом  является  воображение. Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний,  но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию    личности. Чем лучше развито у дошкольника воображение,  тем легче ему включаться в  учебную  ситуацию   и  осуществлять содержательное сотрудничество со взрослым. Следовательно, воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего  мира,   самораскрытию  и  самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения   этой    задачи    необходимо   помогать  ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

Воображение - это присущая только человеку возможность создания новых  образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения     осуществляется     мысленный     отход за пределы непосредственно    воспринимаемого.    Основная    его    задача    -  представление ожидаемого результата до  его  осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент   объекта,   ситуации,   условий.   Преобразование   образов   представлений осуществляется      в     любой      репрезентативной     системе     психики     способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Воображение начинает развиваться в младшем дошкольном возрасте и отличается пассивной формой. Ребенок с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления. То есть, воображение некритически компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления имплантированием описанных сказочных образов в реальную жизнь ребенка.

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Мы предлагаем применять нижеперечисленные методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого воображения и рекомендации с целью помочь педагогам развивать в наиболее оптимальной форме фантазию детей.

 

Методики исследования, направленные на выявление уровня развития творческого  воображения.

 

1. «Дорисовывание фигур» (автор - П.Торренс, модификация О.М.Дьяченко)

Цель: оценка способности  к достраиванию заданного элемента как образования новой целостности.

Проведение: набор  карточек  с  нарисованными  на  них фигурами, например: контурное изображение частей предметов (ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами) и простые геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник), карандаш. Всего – 10 карточек. Педагог просит ребенка дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

2. «Составь предложение» (модификация Т.В. Чередниковой).

Цель: оценка словесно-образной креативности

Проведение: Детям предлагается рисунок, на котором изображены елка, мышка и книга. Ребенок, глядя на картинку, должен составить как можно больше

предложений  с   этими  тремя   словами  в  каждом   из   них.  Допустимы  любые словоизменения этих существительных, но не их пропуск.

3.    «Перестановка    спички»    (автор         Т.В.Чередникова,    модификация

В.Т.Кудрявцева)

Цель: Оценка  способности   к  поиску  и  использованию  формообразующего

(целостнообразующего элемента в ходе превращения одного изображения в другое).

Проведение: В основе теста - один из многочисленных видов игр-головоломок со

спичками,    в   большинстве   своем    имеющих   «фольклорное»    происхождение.

Необходимы   -   сложенные   из   спичек   изображения   дома,   коровы,   стакана, вырезанный из цветной бумаги кружок - ягодка (в стакане). Ребенку предлагается перестановкой только одной спички: а) повернуть дом другой стороной; б) вынуть ягоду из стакана и перестановкой только двух спичек - сделать так, чтобы корова смотрела в другую сторону.

4.  «Несуществующее животное» (модификация А.Э.Симановского)

Цель: оценка общего подхода ребенка к творческой задаче.

Проведение: Ребенка просят нарисовать животное, которого в природе не существует и, которого он не видел, ни в книжках, ни в мультфильмах. Затем просят назвать животное и все о нем рассказать.

При собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. При художественно-эмоциональном подходе создается целостный образ нового, несуществующего животного, но по образу и подобию существующих (отдаленно напоминает дракона, слонопотам). При рационалистическом подходе новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост).

Как показывает практика, развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игр-путешествий, игр-импровизаций, психогимнастик. В психогимнастике в основном активизируется невербальное воображение. Данный материал можно найти в книге Е. А. Алябьевой «Психогимнастика в детском саду».

Для развития воображения применяются:

  • Игры,   направленные   на   создание   образов   на   основе   заданных   элементов (воссоздание изображений, дорисовывание шаблонов, эталонов, конструирование фигур из предложенных деталей и т.п.)
  • Игры,  предполагающие самостоятельное творчество детей,  изображение ими собственных фантазий («Дом моделей» - придумать свою коллекцию одежды; «Взгляд в будущее» - представить автомобиль будущего, дом, фантастический пейзаж, «Реклама» и т.п.).
  • Артистические игры, которые способствуют не только развитию воображения, но и эмоциональной сферы, партнерских отношений («Театр теней», «Артисты цирка» - придумать оригинальный цирковой номер, «Театр моды» и др.).
  • Мини-этюды. Помогают собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.
  • Игры-импровизации можно применять на всех видах занятий, включая музыкальные, физкультурные, хореографические. Взрослый описывает ситуацию («Я - кленовый  листочек», «Подснежник»,  «Бабочка»), а дети ищут образ, проявляя свою творческую индивидуальность, и выражают его посредством телесных движений.
  • Игры-беседы планируются как вариант игр, в которых вся беседа с ребенком троена на воображении. Это игры, в которых ребенок перевоплощается  в живое или неживое существо, в образе которого начинает решать проблемные ситуации, советовать, просить о чем-то окружающих. Игры, кроме воображения, развивают эмпатию, память, мышление, диалогическую речь.
  • Игры-путешествия проводятся по заранее составленным сценариям и проводятся не наглядно, опираясь только на воображение детей.

Воображение играет очень важную роль в жизни ребенка. С одной стороны, это полет фантазии, которая вызывает бурю эмоций, а с другой - способ постижения мира, который снимает временные и пространственные ограничения.

Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в различных видах занятий. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»