Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

     













Составила  Теске Л.Г.
Воспитатель ГДОУ д/с№76
Калининского района
г. Санкт – Петербурга

Потребность в общении - наиболее ранняя  социальная  потребность человека. Общение определяется психологами как важный фактор развития ребенка на всем протяжении детства.
С первых дней у малыша появляется стремление действенным  путем познать  окружающий мир.  У него достаточно  быстро  создается  круг представлений на понятном ему уровне, возникают связи между новыми и уже имеющимися знаниями. Ребенок все раскладывает по полочкам и движется от незнания к знанию, от непонятного  к понятному. Он постепенно поднимается по невидимой лестнице, где каждая ступенька расширяет его возможности в приобретении более сложных знаний и делает их пригодными к применению. Нужна активная познавательная деятельность самого ребенка, чтобы найти ответы на появляющиеся вопросы.
Взрослые часто стремятся  уберечь детей от трудностей, облегчить долгий путь познания. Они пытаются дать детям исчерпывающую информацию, о каких - то  объектах, разъясняют механизм их функционирования. Казалось бы, готовые знания ребенку следует только усвоить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит. Предмет, о котором взрослый так много и всесторонне говорил, становится для ребенка понятным, но формальным. Родители сердятся, недоумевают, а что же сам ребенок? А его как раз интересует многое, можно сказать- все окружающее – и далекое и близкое. Но познавать он это хочет сам, решать все задачи  самостоятельно, а потом делиться своими открытиями с мамой, друзьями. Эти знания, добытые самостоятельно, запомнятся надолго, может даже на всю жизнь. Именно дошкольный  возраст имеет большое значение для интеллектуального развития человека, т.к. около 60% способностей  к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.
Знания, которые ребенок усваивает, чрезвычайно многообразны. В ходе организованного обучения ему передается лишь небольшая часть социального опыта. На всех этапах развития ребенок воспринимает представления об окружающем, общаясь с взрослыми и детьми старше себя и сверстниками. Накопление информационного багажа происходит в процессе познавательного общения. Первоочередная роль в таком общении принадлежит характеру взаимодействия взрослого с ребенком. Это, прежде всего заинтересованный диалог, в котором каждый может и хочет поделиться  своими мыслями, способен выслушать собеседника, принять его точку зрения или доброжелательно и аргументировано возразить.
Интерес друг к другу – вот основа познавательного общения взрослого и ребенка. Подводные камни такого общения – назидательный тон, нравоучения, на которые нередко переходят взрослые и делают такую беседу односторонней. При этом взрослый в силу своего возрастного и образовательного статуса занимает позицию над ребенком, поучает его, требует слушать, что взрослые говорят. Неумение родителей поддержать попытку ребенка мыслить, без иронии отнестись к его ошибочным суждениям может постепенно подавить активность дошкольника, в том числе и мыслительную. Подобная расстановка сил лишает детей самостоятельности, приучает к интеллектуальному  иждивенчеству – ожиданию, что взрослые все расскажут и объяснят.
Семья в первую очередь способна обогатить познавательную сферу ребенка.
О чем же и как разговаривать с ребенком?
Прежде всего, о том, что интересует ребенка. А его интересы разнообразны. Об этом свидетельствуют вопросы детей. Вопросы современных детей направлены на постижение тайн мироздания, природных явлений, социальных отношений.
Детский вопрос является одновременно и ответом, потому что многое может рассказать о самом ребенке, его потребностях, наблюдениях, сомнениях, страхах, догадках, суждениях, приоритетах. Степень «интеллектуального взросления» ребенка отражается на характере вопросов. Их анализ свидетельствует, что ранние вопросы – это попытка первого знакомства с предметами и явлениями: что это? Это кусается? Как лошадь сидит? Что такое гипноз?
Иногда в вопросах содержится констатация изменений, происходящих с известными объектами, и стремление дать им объяснения или утверждение в правильности своих предположений: Почему снег в руках тает? Почему ночью нет солнышка? Почему чашка бьется?
У ребенка появляется желание понять увиденное. Поэтому он дает свое объяснение. Поначалу такие истолкования ситуативны. Ребенок пытается сопоставить «видимые» свойства и отношения, объясняя многое случайными причинами. Наивная логика приводит его к мысли о том, что предметы и явления как-то связаны между собой.
-Почему листья падают, они, что уже поспели?
-Почему зимой солнце светит ярко, как летом, а мы ходим в шубах?
-Зачем снег на крыше, ведь на крыше не катаются на санках?
Несмотря на то, что истолкования ситуативны, можно увидеть в них стремление разрешить противоречие, объяснить его себе и окружающим.
Понимание  причинно – следственных связей между предметами и явлениями побуждает ребенка к собственным умозаключениям. В высказываниях появляются рассуждения.
-Почему ты называешь их баранками? Они не из барана, а из хлеба.
-Часы тикают, когда ходят. А когда я иду, не тикаю. Может у меня “тикалка” сломалась?
Раздумья над происходящим побуждают детей  прогнозировать возможные последствия, которые могут возникнуть, если  меняются обстоятельства, условия, свойства.
Как же взрослому реагировать на высказывания детей?
1.    Родители и  педагоги  должны понимать, что познавательные детские вопросы имеют большое значение и отражают динамику развития ребенка, поэтому их следует всячески их поощрять.
2.    Детские вопросы подсказывают взрослому, что ребенок открыт для интеллектуального общения и стремится к нему. Диалог будет развиваться, если  каждый из его участников испытывает интерес к рассуждениям другого. Не стоит давать ребенку полный, исчерпывающий ответ на его вопрос, важно вначале понять, на какой стадии понимания находится ребенок, каковы его рассуждения на этот счет. Чаще всего у него находятся свои соображения, и он охотно с ними делится. А задача взрослого направить поиск нужного решения, помочь установить причинно – следственные связи, что позволило бы ребенку самому сделать выводы, постигнуть закономерности.
3.    Не подчеркивайте своего интеллектуального превосходства над ребенком, а поощряйте его любознательность и  пытливость.
Дети обожают слушать истории из жизни родителей, старших детей в семье. Им интересны воспоминания близких об их детских заблуждениях, промахах, трудностях, неудачах, рассуждениях. Теперь даже ребенок  может оценить «смехотворность» ситуации при искаженном восприятии окружающего или ошибочных рассуждений. Откровенный разговор с ребенком, конечно же, не повлияет на авторитет родителей и не изменит его отношения к ним, но создаст благоприятную атмосферу в познавательном общении взрослых и детей.
4.    Детей не удовлетворяет  далекая перспектива: пойдешь в школу, будешь многое изучать  и сможешь ответить на  любой вопрос. Ребенку нужен  ответ незамедлительно. Вот тут и появляется  хорошая  возможность  и целесообразность приобщения ребенка к книге, к познавательной и справочной литературе. Многое можно узнать, если научить ребенка  обращаться с ней. Она помогает достаточно быстро, даже в дошкольном  возрасте, получить  необходимую информацию.
5.    Некоторые детские вопросы ставят взрослых в тупик. Взрослый может  признаться, что на какой-то вопрос он затрудняется ответить, и  нужна помощь справочника или энциклопедии. В специальных  детских изданиях содержится лаконичная  и доступная информация. Простота объяснений, использование наглядности (картинок, схем, зарисовок) помогает ему осмыслить обсуждаемую проблему.
Сотни пытливых глаз смотрят на взрослых, сотни вопросов ждут ответа. Любознательность, стремление понять окружающее и постигнуть его тайны- качества, которые формируются в дошкольном детстве, но имеют «непреходящее» значение для всего последующего развития личности.
Если в дошкольном детстве родители отмахнутся от детских вопросов и раз, и два, то в последующем, когда ребенок вырастет он уже и сам не захочет общаться с родителями, помня о том, что не нашел у вас понимания, он может стать замкнутым, а на ваши вопросы отвечать односложно, а вот с друзьями - он может общаться с удовольствием и долго. Сделайте, пожалуйста, так  чтобы нить общения между вами и ребенком  не порвалась, а стала с годами только крепче. Это в ваших силах. Будьте внимательны к своим детям.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»