«Народные игры в нравственном воспитании детей»
Консультация для воспитателей и родителей.
Подготовила
Орлова Наталья Николаевна
заместитель заведующего по методической работе
ГБДОУ № 20 В.О. района СПб.
Детские годы чудесные,
С играми, с книгами, с песнями…
Как они быстро летят! Их не воротишь назад!
И не забудет никто никогда детские годы!
Проблемы самоценности детства поднимаются не впервые, однако назрела необходимость поговорить об этом в очередной раз.
С первых мгновений появления на свет ребенок не готовится к жизни, а уже живет, познает и осваивает окружающий его мир, изменяет его в силу своих возможностей, учится радоваться и любить, думать и мечтать.
Мир детства – мир игры. Эта формула была незыблема из покон веков, сколь далеко не углубились бы мы, изучая этот вопрос. Игра считалась ведущей деятельностью ребенка, позволяющей легко и весело осваивать обширные знания. Играли дети всегда, независимо от возраста, сословия, достатка. На протяжении столетий существовал «Механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить» и развиваться, «приобретать содержание и форму, наиболее соответствующие законам детской эстетики».
Сегодня педагоги и психологи, этнографы и фольклористы с сожалением отмечают тенденции распада и разложения этого «механизма», подтверждаемые следующими факторами:
- игра уходит из быта детей, часто не занимает в нем ведущего положения;
- дети теряют интерес к массовым общим, совместным играм, в которых принимали раньше участие дети с трех до 12 лет и старше.
- предпочтение отдается индивидуальным компьютерным играм и игрушкам, не дающим опыта человеческого общения, коммуникации;
- игровое творчество, инициатива и самостоятельность в игре проявляются детьми все реже и реже;
- современный опыт семейного воспитания не всегда принимает в расчет игру.
Полного и ясного объяснения сложившейся ситуации пока нет. Возможно современные социальные условия несколько сместили возрастные игровые ориентиры, может быть, изменилась и сама игра старые формы отжили, а новые не возникли или не прошли отбора временем. Тем не менее ясно, что одна из причин данного явления заключается в придании забвению многих рецептов и секретов воспитания детей, опробированных и передававшихся из поколения в поколение на протяжении веков и сложившихся в особую поэтическую и музыкально-игровую систему – детский фольклор.
« Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» - писал крупнейший исследователь и фольклорист Г.С. Виноградов. Действительно, фольклор объединяет мир детей и мир взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка.
Детский фольклор – сложная многоликая система произведений, включающая в себя:
- поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
- детский бытовой фольклор(песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения, страшилки);
- потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, молчанки-голосянки, небывальщины, загадки);
- игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, жеребьёвые сговорки, игры-импровизации и прочее.
Какие же материалы можно использовать в работе с детьми сегодня? Лучший вариант – познакомить ребенка со всей фольклорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от возраста малыша.
Ребенок в период детства проходит три важнейших этапа, названных в возрастной периодизации:
- младенчеством (от рождения до 1,5 лет)
- ранним возрастом ( от 1,5 лет до 3 лет)
- дошкольным возрастом ( от 3 лет до 6 лет)
На каждом из них применяется своя фольклорная основа.
Базой развития ребенка – младенца является «поэзия пестования», которая сегодня, к сожалению, мало используется в воспитании детей как в семье, так и в практике дошкольных учреждений. А жаль!
Известно, что народ – педагог, сложивший поэзию пестования, убаюкивания ребенка, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активном усвоении речи (гуление, лепет), тяга к пассивным и активным движениям (катание, качание, игры с пальчиками типа «Сорока-ворона..»)
Ребенок растет, и на втором этапе его развития поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал стимулирующий развитие движений и словаря детей. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой. Подарите ребенку большую куклу.
Игры с куклой – это этапные игры для раннего и дошкольного возраста.
Следующий важнейший этап в развитии ребенка – дошкольный, с 3 до 6 лет.
Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества. Решить эту непростую задачу поможет игра.
Первое, что следует сделать взрослым – обеспечить малышу активное общение с другими детьми так как он входит в период поиска своего места в мире, познание своих возможностей, учится уважать мнение других, ищет себе друзей. Важно в эти годы учить детей сочинительству, игровой комбинаторики, используя которую, можно восстановить распадающийся механизм естественного воспроизведения игровой традиции. Вместе с ребенком придумывайте новые игры на основе знакомых, ранее опробированных. Используя традиционные игровые признаки:
- условия (волшебная) ситуация «как будто я тебя сейчас заколдую, превращу в...
- изменение внешнего облика (костюмы, маски, венки и др.)
- ограничение, очерчивание, обозначение пространства
- сговор на игру, считалки, жеребьевыми сговорками.
- окончание игры с последующим показанием или поощрением за выполнение или нарушение правил.
И не забывайте про фольклор! Именно фольклорная основа может помочь детям в конструировании новых игр. Так, например, наклички, приговоры хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх. Поддевки, дразнилки, хороводные игры способствуют развитию у детей выразительности речи и пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр – фантазий. Познакомьте детей с бытовым, потешным и игровым фольклором, составившим сегодня в большинстве своем педагогическую «Красную книгу». Он поможет обогатить социально-игровой опыт ребенка, заложить фундамент личности и творчества, решит многие педагогические задачи.