Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 «Народные игры в нравственном воспитании детей»

Консультация для воспитателей и родителей.

 

 

Подготовила

Орлова Наталья Николаевна

заместитель заведующего по методической работе

 ГБДОУ № 20 В.О. района СПб.

   

Детские годы чудесные,

С играми, с книгами, с песнями…

Как они быстро летят! Их не воротишь назад!

И не забудет никто никогда   детские годы!

 

    

    Проблемы самоценности детства поднимаются не впервые, однако назрела необходимость поговорить об этом в очередной раз.

     С первых мгновений появления на свет  ребенок не готовится к жизни, а уже живет, познает и осваивает окружающий  его мир, изменяет его в силу своих возможностей, учится радоваться и любить, думать и мечтать.

     Мир детства – мир игры. Эта формула была незыблема из покон веков, сколь далеко не углубились бы мы, изучая этот вопрос.  Игра считалась ведущей деятельностью ребенка, позволяющей легко и весело осваивать обширные знания. Играли дети всегда, независимо от возраста, сословия, достатка.  На протяжении столетий существовал «Механизм передачи таинства детской игры», позволяющей игре «жить» и развиваться, «приобретать  содержание и форму, наиболее соответствующие законам детской эстетики».

      Сегодня педагоги и психологи, этнографы и фольклористы с сожалением отмечают тенденции распада и разложения этого «механизма», подтверждаемые следующими факторами:

-  игра уходит из быта детей, часто не занимает в нем ведущего  положения;

-  дети теряют интерес к массовым общим, совместным играм, в которых принимали раньше участие дети с трех до 12 лет и старше.

-  предпочтение отдается индивидуальным  компьютерным играм и игрушкам, не дающим опыта человеческого общения, коммуникации;

-  игровое творчество, инициатива и самостоятельность в игре проявляются детьми все реже и реже;

-  современный опыт семейного воспитания не всегда принимает в расчет игру.

     Полного и ясного объяснения сложившейся ситуации пока нет.  Возможно современные социальные условия несколько сместили возрастные игровые ориентиры, может быть, изменилась и сама игра старые формы отжили, а новые не возникли или не прошли отбора временем. Тем не менее ясно, что одна из причин данного явления заключается в придании забвению многих рецептов и секретов воспитания детей, опробированных и передававшихся из поколения  в поколение на протяжении веков и сложившихся в особую поэтическую и музыкально-игровую систему – детский фольклор.

    « Детский фольклор вызван к жизни едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» - писал крупнейший исследователь и фольклорист Г.С. Виноградов. Действительно, фольклор объединяет мир детей и мир взрослых.  Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка.

    Детский фольклор – сложная многоликая система произведений, включающая в себя:

-  поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки,  потешки, прибаутки, сказки);

-   детский бытовой фольклор(песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения, страшилки);

-    потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, молчанки-голосянки, небывальщины, загадки);

-    игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, жеребьёвые сговорки,  игры-импровизации и прочее.

      Какие же материалы можно использовать в работе с детьми сегодня?  Лучший вариант – познакомить ребенка со всей фольклорной палитрой, усложняя содержание в зависимости от возраста малыша.

       Ребенок в период детства проходит три важнейших этапа, названных в возрастной периодизации:

-    младенчеством (от рождения до 1,5 лет)

-    ранним возрастом  ( от 1,5 лет до  3 лет)

-    дошкольным возрастом ( от 3 лет до 6 лет)

 На каждом из них  применяется своя фольклорная основа.

   Базой развития ребенка – младенца является «поэзия пестования», которая сегодня, к сожалению, мало используется в воспитании детей как в семье, так и в практике дошкольных учреждений.   А   жаль!

     Известно, что народ – педагог, сложивший поэзию пестования, убаюкивания ребенка, проявил удивительно глубокое понимание психического развития, проявляющееся в музыкальном восприятии, любви к ритму, активном усвоении речи (гуление, лепет), тяга к пассивным и активным движениям (катание, качание, игры с пальчиками типа «Сорока-ворона..»)

    Ребенок растет, и на втором этапе его развития поэзия пестования продолжает радовать малыша и оставаться центральным средством воспитания. Здесь шире используются пестушки, потешки, как материал стимулирующий развитие движений и словаря детей. Эти годы должны дать ребенку эмоциональный опыт и опыт общения с игрушкой.  Подарите ребенку большую куклу.

     Игры с куклой – это этапные игры для раннего и дошкольного возраста.

     Следующий важнейший этап в развитии ребенка – дошкольный, с  3 до 6 лет.

     Эти годы должны стать для ребенка «школой практической морали», дающей опыт взаимопомощи и сотрудничества.  Решить эту непростую задачу поможет игра.

     Первое, что следует сделать взрослым – обеспечить малышу активное общение с другими детьми так как он входит в период поиска своего места в мире, познание своих возможностей, учится уважать мнение других, ищет себе друзей. Важно в  эти годы учить детей сочинительству, игровой комбинаторики, используя которую, можно восстановить распадающийся механизм естественного воспроизведения игровой  традиции.  Вместе с ребенком придумывайте новые игры на основе знакомых, ранее опробированных. Используя традиционные  игровые признаки:

-   условия (волшебная) ситуация «как будто я тебя сейчас заколдую, превращу в...

-   изменение внешнего облика (костюмы, маски, венки и др.)

-   ограничение, очерчивание, обозначение пространства

-   сговор на игру, считалки, жеребьевыми сговорками.

-   окончание игры с последующим показанием или поощрением за выполнение или нарушение правил.

    И не забывайте про фольклор! Именно фольклорная основа может помочь детям в конструировании новых игр. Так, например, наклички, приговоры хорошо использовать в играх календарного типа с подбрасыванием предметов вверх.  Поддевки, дразнилки, хороводные игры  способствуют развитию у детей выразительности речи и  пластики движений в театрализованных играх. Загадки, небывальщины могут стать неотъемлемой частью игр – фантазий. Познакомьте детей с бытовым, потешным и игровым фольклором, составившим  сегодня в большинстве своем педагогическую «Красную книгу». Он  поможет  обогатить социально-игровой опыт ребенка, заложить фундамент личности и творчества, решит  многие педагогические задачи.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»