Методическая разработка
Организация досуговой деятельности детей младшего дошкольного возраста и родителей в условиях детского сада
Алексеева Екатерина Сергеевна
В современных условиях проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями достаточно актуальна. произошедшие в последнее время преобразования социокультурной сферы затронули и деятельность детского сада. Согласно нормативным документам – главная роль в поддержке и помощи семье ребенка-дошкольника принадлежит государственным дошкольным образовательным учреждениям.
При этом детский сад должен в первую очередь ориентироваться на потребности, интересы семьи и ребенка. В связи с этим происходит изменение характера взаимодействия образовательного учреждения и семьи: родители выступают в роли потребителей , а педагоги и администрация отвечает за организацию выбранных родителями услуг. Таким образом, для обеспечения собственной востребованности и привлекательности для семей воспитанников, педагогам необходимо продумывать способы активизации родителей , их участие в образовательном процессе дошкольного учреждения, работу по повышению педагогической компетентности родителей, то есть грамотно организовать процесс взаимодействия детского сада и семьи.
Изучение работ педагогов показало, что главная трудность, которая подстерегает взрослого при организации досугов, праздников для детей, связана с незнанием особенностей детей, особенно специфики восприятия окружающего и особенностей общения и эмоциональной сферы ребенка. Поэтому необходимо организовать так досуг для ребенка, чтобы его содержание привело к наиболее адекватному, почти безболезненному восприятию событий, позволили сформировать положительное отношение к празднику. (Ветлугина Н.А,1983). В исследованиях последних лет показана особая роль культурно-досуговой деятельности в период дошкольного детства( М.Б. Зацепина, Б.А.Титов). Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении. обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этой деятельности ( М.В.Крулехт, М.В.Созинова). Однако в практике работы дошкольных учреждений досуг используется весьма узко, преимущественно как развлечение и праздник. В дошкольном учреждении привлечение родителей к участию в организации и в непосредственном участии в досуге и празднике не всегда получается . Культура детского досуга формируется под действием социума, благодаря влиянию взрослых, что требует взаимодействия детского сада и семьи как важнейших институтов первичной социализации ребенка.
Трудности общения с собственным ребенком испытывает сегодня большинство родителей. Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, досугах, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.
Физкультурно-массовые мероприятия представлены в дошкольном учреждении физкультурными досугами, праздниками физической культуры и пешими походами. Красочность внешнего оформления, доступность, отсутствие строгой регламентации деятельности участников, возможность широкого проявления эмоций и индивидуальных способностей делают подобные мероприятия весьма популярными среди детей дошкольного возраста. Поэтому проведение их часто становится традиционным и предусматривается общим планом работы дошкольного учреждения. Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности. Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются их двигательные способности. Досуги способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности. Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1- 2 раза в месяц, начиная со 2-й младшей группы (3-4 года). Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий. В каникулярное время (январь) и в летний период досуг может проходить в первую половину дня (9-11 часов). Физкультурные досуги проводятся как на воздухе, так и в помещении. Их продолжительность колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Не следует затягивать досуги, так как физическое и эмоциональное переутомление отрицательно сказываются на здоровье детей. Младших дошкольников еще затрудняют одновременные совместные действия в большом коллективе, поэтому в этом возрасте досуг проводится только с детьми одной группы. В старшем дошкольном возрасте возможно объединение двух параллельных возрастных групп. В начале учебного года составляется перспективный план дошкольного учреждения, в который включаются и физкультурные досуги. Педагоги могут наметить тематику досугов для конкретных возрастных, групп и место их проведения. Взяв за основу программный материал по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста, при планировании досугов специалист по физической культуре должен исходить из условий своего дошкольного учреждения, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их двигательного опыта, уровня физической подготовленности. Так как физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, подвижных играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования движений. На первый план выходят задачи оздоровительные и особенно - воспитательные. В отличие от физкультурного, занятия здесь не требуется сложная технологическая цепочка подготовительных и подводящих упражнений. Тем не менее, надо стараться, чтобы движения, включенные в досуг, были направлены на гармоничное развитие разных двигательных способностей, происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка. Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми. Следует провести индивидуальные дополнительные занятия с ребятами, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение. В досуг могут включаться сюрпризные моменты (введение персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручение маленьких подарков, призов). В то же время не следует злоупотреблять материальными поощрениями, так как дети должны приучаться получать удовольствие от самих движений и совместного участия в них, а не от ожидания подарков.
Важно отметить, что подготовка и проведение досуга доступно одному педагогу (воспитателю, специалисту по физической культуре). В данном случае в качестве персонажа можно использовать игрушку-бибабо. При необходимости привлечения помощника для проведения мероприятия (особенно для младших дошкольников) роль персонажа может быть доверена заранее подготовленному ребенку подготовительной группы.
Задачи физкультурного досуга во 2-й младшей группе состоят в том, чтобы, привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах. Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях. При этом следует побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание подвижных игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Для детей младшего и среднего возраста досуги проводят в сюжетной форме с введением литературного (сказочного) героя или без него. Следует отметить, что персонаж должен быть знаком детям, вызывать у них положительные эмоции. Дети не должны его бояться. Здесь педагогу могут помочь знание программного литературного материала для детей данного возраста или совет старшего воспитателя дошкольного учреждения, а также взаимодействие с воспитателями группы, которые на своих занятиях могут провести предварительную работу с детьми. Подбирая материал для детей младшего возраста, необходимо предусмотреть фронтальную организацию деятельности, когда все дети одновременно вовлечены в игры и упражнения. В среднем дошкольном возрасте следует постепенно вводить в содержание игры с элементами соревнования. Детям этого возраста еще не свойственно проявление чувства коллективизма, они заботятся только о своем успехе. Поэтому элементы соревнования носят индивидуальный характер. Например, игра «Кто быстрее наполнит корзинку шишками» и т. п. Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка. Поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и «живое» исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для досуга, специалисту по физической культуре следует помнить, что текст должен соответствовать теме и содержанию досуга. Уровень громкости должен быть оптимальным, так как слишком громкое или тихое звучание может возбуждать и отвлекать ребенка. Поэтому перед началом досуга нужно выбрать уровень звучания в помещении, где будет проводиться мероприятие. Если у инструктора по физической культуре вызывает затруднение подбор музыкального сопровождения, то ему следует обратиться за консультацией к музыкальному руководителю дошкольного учреждения. Возможно также проведение физкультурно-музыкального досуга, в который включают, кроме физических упражнений, танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях. Для детей младшего возраста в конце досуга можно ввести сюрпризный момент - вручить маленькие подарки, как промышленного производства, так и выполненные детьми старших групп дошкольного учреждения (оригами, поделки из природных материалов и пластилина). Хорошо, если они будут связаны с тематикой досуга. Подарки вручает сказочный герой, или же дети могут «найти» свои подарки (с помощью взрослого). Одной из форм проведения физкультурного досуга является семейный досуг. Инструктор по физической культуре заранее должен выяснить, кто из родственников ребенка - мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка - придет поиграть с малышом, и в соответствии с этим подобрать двигательные задания. Если у некоторых детей никто из близких не сможет посетить мероприятие, то включаемые в досуг игры и упражнения должны предусматривать возможность действия одного взрослого и двух-трех детей или задания, которые выполняются только взрослыми и только детьми. Также заранее педагог, организующий мероприятие, может пригласить принять участие взрослых -сотрудников дошкольного учреждения.
Важно чередовать в течение года разные виды физкультурных досугов , место их проведения (как в помещении, гак и на воздухе). В теплое время года, при благоприятной экологической обстановке досуги как можно чаще следует проводить на открытом воздухе.
Таким образом, исходя из вида досуга, его план может быть как кратким, так и развернутым. В нем целесообразно отразить следующие характеристики: возрастная категория детей; название, вид и задачи досуга; дата проведения; место проведения: помещение - музыкальный или физкультурный зал, групповая комната, на воздухе - площадка.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствует активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включить в их подготовку. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению. Опыт организации физкультурных праздников, проводимых в дошкольных учреждениях, показал их положительное влияние на решение широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. При рациональном сочетании с другими видами занятий по физической культуре праздники в значительной мере помогают создать оптимальный двигательный режим, способствуют повышению работоспособности и закалке детей. Физкультурные праздники в дошкольном учреждении являются радостным событием в жизни детей. Физкультурные праздники -- это мероприятия показательного характера, демонстрирующие достижения дошкольников за определенный период работы, а также способствующие пропаганде занятий физическими упражнениями, как среди детей, так и среди взрослых. Физкультурные праздники отличаются от физкультурных досугов:
-частотой проведения (1 раз в сезон);
-продолжительностью (как правило, от 30 до 60 мин в зависимости от количества участников, возраста детей, периода в учебном году, вида и тематики праздника);
-необходимостью специальной подготовки (разработка сценария, оформление места проведения)
-привлечением большого числа сотрудников дошкольного учреждения к их подготовке и проведению;
-наличием зрителей.
Так же как физкультурные досуги, физкультурные праздники вносятся в перспективный план дошкольного учреждения на год. Тематика праздников разнообразна и может быть как идентичной теме досугов, так и отличаться от них, быть посвященной значимым событиям и знаменательным датам в жизни города , стране (Всероссийский день здоровья -- 7 апреля, «Что нас делает здоровыми»), мира (Олимпийские игры -- «Мы -- будущие олимпийцы»). Каждый новый учебный год тематика физкультурных праздников может меняться. В дошкольном учреждении физкультурные праздники проводят, начиная со средней группы (4 лет). В зависимости от времени года, особенностей контингента детей, материально-технической базы дошкольного учреждения они могут организовываться в помещении и на открытом воздухе, в них могут участвовать дети одной группы или нескольких групп. Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально - ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. На физкультурные праздники могут приглашаться школьники - бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.
Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждение, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависит тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:
- обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;
- подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
- выделить ответственных за подготовку и проведение праздника;
- определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, начальных классов, а также приглашенных гостей;
- обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.
Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа. При любой формы организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:
1) недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состязаний, организуемых по инициативе спортивных организаций;
2) недопустимо отбор участников - детей, дающих только лучшие результаты;
3) при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию;
4) необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности.
Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.
Для изучения представлений воспитателей и родителей о досуговой деятельности детей дошкольного возраста и изучения особенностей взаимодействия родителей и воспитателей в процессе организации досуговой деятельности детей в условиях детского сада могут быть использованы анкеты. Предложенные анкеты позволяют
1. Изучить представления, потребности и возможности воспитателей в организации физкультурных досугов.
2. Выявить особенности представлений, возможности и потребности родителей в участии в досуговой деятельности.
Анкета
Уважаемые воспитатели! В целях оказания вам квалифицированной и своевременной методической помощи в процессе взаимодействия с семьями воспитанников просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты
Заранее спасибо!
Информационные сведения:
Уровень образования
Стаж работы в детском саду
Квалификационная категория
1.Когда Вы слышите словосочетание «семейный праздник» Вы представляете себе:
встречу родственников
праздник, где главные участники дети
тихий скромный семейный ужин
Ваш вариант__________________________________________________
2. Когда Вы слышите словосочетание «физкультурный праздник» Вы представляете себе:
праздник, где главные участники дети
праздник, где участники все члены семьи
тихий скромный семейный вечер
Ваш вариант__________________________________________________
3. Физкультурный праздник может быть посвящен:
День рождению ребенка
Встрече Нового года
Календарный праздник
У каждой семьи свой праздник
Ваш вариант__________________________________________________
4. По вашему мнению, главные участники физкультурного праздника это:
дети, все праздники должны быть связаны с интересами детей
родители, детям еще многие правила не понять
представители разных поколений
Ваш вариант__________________________________________________
5. Какие праздники проходят в семьях ваших воспитанников:
__________________________________________________________________
6.Какие трудности испытывают современные родители при организации семейного праздника_______________________________________________
7.Какие трудности испытывают современные родители при привлечении к участию в физкультурных праздниках и досугах _______________________
8.Какую помощь вы готовы оказать родителям, желающим организовать физкультурный праздник?________________________________________
9. Какую помощь вы хотели бы получить в процессе реализации этого направления работы с семьей?________________________________________
__________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество
Анкета.
Уважаемые родители! Для выявления ваших вопросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ просим ответить на следующие вопросы.
1. На что, по вашему мнению, должно быть направлено воспитание и образование в ДОУ (2-3 ответа):
На общее развитие
На физическое развитие
На подготовку к школе
На развитие художественно-эстетического вкуса (музыкальная, театральная деятельность)
На приобщение к культуре
На воспитание экологической культуры
другое
2. проводите ли Вы с детьми физкультурные досуги:
да
нет
3. есть ли необходимость организации в общении игр на территории в ДОУ:
да
нет
не знаю
4. хотели бы Вы приходить с ребенком и участвовать в организации и проведении досуга с ребенком:
да
нет
5. принимали ли Вы участие в проведении досуговой деятельности в ДОУ:
да
нет
6. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой? ___
7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику (подчеркнуть)
Мама (да, нет). Папа (да, нет). Дети (да, нет). Взрослый вместе с ребенком (да, нет). Регулярно, не регулярно.
Давайте познакомимся! Хотелось бы больше узнать про Вас.
Образование____________________________________
Количество детей дошкольного возраста в семье_____________
Место работы ________________________________________
Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким? __________
Спасибо за сотрудничество!
Библиография
1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика. - М., Аспект Пресс, 2006.
2. Акимова, Л.А. Социология досуга. - М., МГУКИ, 2003. .
3. Березина В.А., Виноградов Л.И.. Волжанина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб. 2005 г.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателей детского сада М.: Просвещение, 1989.
5. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 2005.
6. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. и др. Дошкольное учреждение и семья. М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.
7. Ельцова О.М. особенности организации досуговой деятельности в ДОУ // Старший воспитатель детского сада – 2006, №4
8. Зацепина М.Б.Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников / М.Б. Зацепина. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. (Воспитываем, обучаем дошкольников)
9. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей- М., 2004
v