Нетрадиционные формы общения педагога с родителями
Емельяненко Светлана Сергеевна
«От того, как прошло детство, кто
вёл ребёнка за руку в детские годы, что
вошло в его разум и сердце из окружающего
мира – от этого в решающей степени зависит,
каким человеком станет сегодняшний малыш».
/В.А. Сухомлинский/
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А.С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов.
К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся:
информационно-аналитические,
досуговые,
познавательные,
наглядно- информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей - единомышленников.
К досуговым формам относятся:
Праздники: «Встреча Нового года», «Масленица», «Колядки», «Осенние праздники», «9 мая», «23 февраля», «Праздник воинов Отечества», «Посиделки», «Папа может всё, что угодно», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки», «А ну-ка мама», «А ну-ка папы», «Кафе Мамина улыбка», спортивные соревнования «Большие гонки», «Форт Бояр», «Весёлые старты».
Морофон
«Мама, папа, я – спортивная семья»
«Мама, папа, я – кулинарная семья»
«Мама, папа, я – музыкальная семья»
«Мама, папа, я – рукодельная семья»
Семейные театры, концерты, игры - конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них. Родители на празднике могут играть на музыкальных инструментах, петь песни, читать стихи, приносить свои коллекции, предметы быта, награды, проявить свои знания, эрудицию, смекалку в играх: «Ярмарка», «Поле чудес», «Угадай мелодию», «Что, где, когда?», конкурс кулинаров «Сладкий час».
Папы и мамы вместе с детьми выполняя творческие задания: «Юный мастер», «Хорошая хозяйка».
Как известно, единая цель и общие переживания сближают взрослых и детей.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные! Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
Педагогическая мастерская
Деловая, ролевая игра
Конференции
Консилиумы
Диспуты
Диалоги
Дискуссии
Практикумы
Тренинги
Круглый стол
Вечер – встреч
КВН
Конкурсы
Праздники
Посиделки
Семинары
Педагогический всеобуч
Педагогические гостиные
Школа заботливых родителей
Темы родительских собраний и конференций, где может быть использована нетрадиционная методика
1 младшая группа
«О здоровье - всерьёз»
«Зачем детям нужна мама?»
«Об упрямстве и капризах»
«Игра - не забава»
2 младшая группа
«Будем знакомы»
«О гигиене и правилах хорошего тона за столом»
«О профилактике детского дорожного - транспортного травматизма»
«Истоки доброты»
Средняя группа
«Мужская рука» - собрание отцов
«Путь к здоровью, силе, бодрости»
«Пока не поздно» - о воспитании любви к природе
«О любви к живому»
Старшая группа
«Труд - лучший воспитатель»
«Семейные традиции»
«Азы воспитанности»
«О слове, о речи, о культуре общения»
Подготовительная группа
«Помочь учится»
«О воспитании интереса к чтению»
«Искусство хвалить»
Собрание бабушек и дедушек
Клубы для родителей
«Дружная семейка»,
«Почитай-ка»
«Семейная академия»
«Молодая семья»
«Художники в пампирсах»
«Родительский университет отцов»
«Здоровичок»
Темы: «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
«Красота и здоровье»
«В поход всей семьёй»
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Семейные игротеки
Развитие мелкой моторики «Весёлые пальчики», 2 мл. гр.
Развитие речи « Весёлый язычок», ср. гр.
Знакомство с буквами «АБВГДейка», стр. гр.
Развитие логики «Логическая кухня», подг.гр.
Групповые консультации
Их можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи:
«Педагогическое поле чудес»
«Театральная пятница»
«Педагогический случай»
«Что, где, когда?»
«Ток - шоу»
«Викторина»
«Устный педагогический журнал»
Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам воспитания соответственно возрасту детей.
Наглядно – информационные формы в нетрадиционном звучании правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.
Открытые занятия
Провидение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье.
В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. также можно подключить их к участию игровой, досуговой и трудовой деятельности детей.
Например, организовать занятия: ИЗО деятельность - «Семейная птица счастья», «Цветок семьи», «Моя малая Родина»; физкультурное - «Лихие матросы»; зарядку с родителями: «Зарядка вместе с мамой», «Зарядка вместе с папой» - где родители в роле тренера.
Родительские уголки
Эта форма работы является традиционной. Для того чтобы она была действительной, помогала активизировать родителей, можно использовать:
Создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками
Создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики .
Игротеки: «Игры на кухни» и д.р.
Информационные листы
Листы активности
Они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Мероприятия по обмену опытом среди родителей
Фотовидео конкурсы
«На лучший спортивный уголок»
«Интересные спортивные и подвижные игры» - С участием детей и взрослых
Фотомонтажи
«Вот какие мы большие»
«Про меня»
Информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке оформленные родителями совместно с детьми.
Выставки, оформленные с родителями
«Наши любимцы» - фото любимых животных
«Мая малая Родина» - конкурс фотографий родного края
«Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» - фото детей на свежем воздухе в разное время года
Стенды, оформленные совместно с родителями
«Когда мы были маленькие…» - рассказы мам и пап
«Я умею, я могу, я люблю» - информация об умениях, достижениях, интересах ребёнка
«Устами младенца» - юмористические высказывания детей
Создание родителями альбома после каждого праздника
Семейные газеты
«Под крышей дома моего»
«А это моё солнышко»
«А это мы все на автомобиле едим в отпуск!»
«Зимняя мозаика»
«С Новым годом!»
Создание семейных книжек – малышек
Встречи с интересными людьми – это встречи с родителями разных профессий
Привлечение пап и мам к участию субботников, озеленении, и постройки снежных городков на территории детского сада, так же принимать участие в смотрах – конкурсах.
«Кукольная комната»
«Новогодняя гостиная»
«Зимние участки»
«Спортивные уголки в группах» /нестандартное оборудование/
«Сказка на окне»
В состав комиссии по подведению итогов проведенных конкурсов включать родителей воспитанников. Родители могут познакомить детей с культурой своего народа через быт, традиции, фольклор, угощения. Произведения декоративно- прикладного искусства. Родители должны вместе с детьми создавать предметно-развивающую среду в ДОУ и семье.
Участие родителей в проектной деятельности:
«Красота и здоровье»
«Цветик - Семицветик» /телесно - ориентированные тренинги, тренинг общения, коррекционная гимнастика/
«Мой весёлый звонкий мяч» /упр. в парах с мячом, П./и с мячом/
«Неболейка» /русские народные и подвижные игры: «В гостях у Айболита»/
«Сладкоежки» /дегустация вкусных и полезных блюд из выпечки, игры-забавы/
«Воздушные шары»
«Спортивная семья»
«Вместе с мамой, вместе с папой» /соревнования семейных команд, П./И и игры - эстафеты/
«Спортландия»
«Здоровичок»
Патриотическое воспитание детей
«Моё имя»
«Моя семья»
«Семейные традиции» /Семёйные праздники, древо семьи, герб семьи/
«Моя Родина»
Участия в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.
«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. На каждом собрании можно выражать благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.
Можно придумать благодарность в стихотворной форме собственного сочинения:
«Родители у нас народ прекрасный,
Смысл воспитания для них предельно ясен.
Ведь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут»
«Спасибо вам за труд большой,
За всё что сделано с душой!»
«В группе папа есть у нас,
Он помощник просто класс.
Пилит, чинит и строгает,
Во всём нам очень помогает».
«Папы, мамы молодцы!
Во всём нам помогают.
Белят, красят и поют,
И с нами в игры играют».
Можно отдельно выделить и такие формы, которые направлены на формирование родительской позиции:
Рисование на тему, «Какая я мама?»
Предложение родителей своей концепции воспитания
Анализ собственных педагогических навыков, неудачи
Семья и дети два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное, не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создаёт вокруг себя.