Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Загадка как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Петрова Светлана Тадеушевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №104
Невского района Санкт-Петербурга

 

      Во все времена педагоги и детских садов, и школ уделяли внимание умственному развитию ребенка. В программе «Воспитание и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой существовал раздел умственное воспитание. Умственное воспитание − это систематическое целеустремленное влияние взрослых на умственное развитие ребёнка с целью развития познавательной деятельности, формирования системы знаний об окружающем мире, способности к самостоятельному познанию. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.). Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.

      В наше время и федеральный  государственный образовательный  стандарт дошкольного образования определяет такие же задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.

Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

— использование дидактических игр;

— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

 Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

     И как одним из способов познания можно отметить  русский фольклор, а именно загадки. Загадки называют неиссякаемой сокровищницей знаний об окружающей среде, источником мудрости и энциклопедией нравственных ценностей. Загадки ценят педагоги как замечательное средство для развития психических процессов ребенка и формирования личности. Загадки помогают открывать перед ребенком эстетические ценности, создают условия для умственного развития, становятся источником знаний.

Возможность проявить свою сообразительность и наблюдательность и сегодня делает загадки популярным средством для развития детей.  Загадки имеют свою специфику: сущность их заключается в том, что в загадках предметы или явления прямо не называются. Отгадывание загадок заставляет детей сопоставлять, проводить аналогии, искать сходство и отличие между предметами и явлениями. Загадки стимулируют ребенка внимательно смотреть вокруг и отмечать красоту окружающего мира. Это прекрасная возможность развивать произвольное внимание ребенка, учиться переключать внимание с одного предмета на другой, концентрироваться на выделенных качествах предмета.

Иносказательность загадки способствует развитию догадливости, умению абстрагироваться от несущественных деталей и сосредотачиваться на важных.  В основе загадок лежат сходство или различие между вещами, и  это заставляет ребенка размышлять о связях между предметами и явлениями окружающего мира. Загадка завуалированно указывает на отличительные свойства и признаки, присущие загадываемому явлению или предмету. Таким образом, отгадывание загадок тренирует такие мыслительные операции как анализ, синтез, обобщение, сравнение, нахождение отличий и т.д. Разгадывание загадок способствует также развитию образного, словесно-логического и абстрактного мышления, необходимого для дальнейшего успешного обучения в школе. Немаловажно при разгадывании загадок уметь быстро реагировать на заданные вопросы. В то же время придумывание загадок детьми обладает мощным ресурсом развития мыслительных процессов, создает условия для творческого самовыражения. Научиться точному и лаконичному выражению своих мыслей является важным предусловием для обучения.

     Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание детей на понятии, которое изучается или закрепляется на занятии, с целью уточнения, конкретизации знаний детей о телах или явлениях природы, их назначениях. Использование загадок на занятии усиливает эмоциональную насыщенность, активность детей, их заинтересованность к окружающему. Этому в значительной мере способствует предметность, яркость и конкретность факта или образа, что лежат в основе загадки, а также соответствуют психологическим особенностям восприятия ребёнком всего, что его окружает. Загадки тем и полезные, что во время их отгадывания ребёнок учится рассматривать предмет, обнаруживать его признаки.

Разгадывание загадок, поиск замаскированного смысла, замечательное средство развития ребенка (включаются  процессы  мышления, памяти, внимания), которое к тому же дети очень любят. Кроме всего прочего радость от найденного правильного ответа способствует повышению самооценки ребенка, дает уверенность в своих силах и веру в себя.

 Именно вопросно-ответная форма, которая побуждает ребёнка проявить инициативу, смекалку, умственное напряжение и есть действенное средство развития умственной деятельности.

 

Литература:

1.     Программа Васильевой М. А. "Программа воспитания и обучения в детском саду"

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт.

3.     Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). Венгер Л.А., Венгер А.Л.  М.: Знание, 1984. — 80 с.

4.     Учите детей отгадывать загадки. Ю. Г. Илларионова,1985

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»