Эксперимент во II младшей группе
Превращение капельки
Раздобудько Валерия Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №24
Кировского района Санкт-Петербурга
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр.
Интерес к данной теме был вызван следующими вопросами, нам хотелось:
- больше узнать о свойстве воды, так как она играет важную роль в нашей жизни: мы пьем ее, моемся водой, стираем белье и т.д.;
- узнать, почему вода на морозе превращается в лед и, наоборот, в тепле лед становится водой;
- познакомиться с тем, как можно изменить цвет воды и ее температуру.
Сказка «Превращение капельки»
Цель эксперимента:знакомим со свойствами воды (прозрачная, может окрашиваться и т. д.); закрепляем знания о цветах спектра; развиваем речь.
Для эксперимента необходимо:формочки, вода, краски.
Расскажите ребенку сказку: жила-была капелька воды. Ее домом было облако. Когда капелек-подружек стало много, пошел дождь. Капелька вместе с подругами упала на землю, и образовалась лужа. Ночью стало холодно, и капелька вместе с подружками превратилась в льдинки. Она красиво переливалась на солнце. Потом солнце стало светить ярче. И что стало со льдинкой? (Она опять растаяла.)
Побеседуйте с детьми: Где жила капелька? Почему пошел дождь? Почему она превратилась в льдинку? (Капелек стало много, туча стала тяжелой, и вода пролилась на землю; ночью стало холодно — она замерзла.) Прочтите сказку про лубяную и ледяную избушки ("Заюшкина избушка").
Ход эксперимента:
- заполняем формочки водой, рассмотрите воду в баночке, отметьте, что она прозрачная, сквозь неё видно предметы. Поднесите игрушки с обратной стороны. Возьмите сразу несколько баночек и предложите детям сделать цветную воду. Пусть они сами ее окрасят во все цвета спектра, в формочки кладём нитку (делаем петлю, что бы было удобно держать при рассматривании);
- на прогулке оставляем баночки до полного замерзания (лучше оставить на ночь);
- на следующий день на прогулке, вынимаем льдинки из формочек и рассматриваем их; спросить у детей:" Какие у нас получились льдинки?"(цветные, красивые, замёрзшие, холодные, ледяные, весёлые и т.д.);
- приносим наши льдинки в группу и наблюдаем в течении дня как они тают при комнатной температуре. Дети отвечают на вопрос: "Что случилось с льдинками?", "Почему растаяли льдинки?".
- рассматриваем талую воду, сохранился ли цвет?
Также с этой талой водой проводим эксперимент "Текучесть воды".
Текучесть воды
Цель эксперимента: показать, что вода не имеет формы, она разливается, течет.
Ход эксперимента:
- задать детям вопрос: «Есть ли форма у воды?» (ответы детей);
- перелить воду в разные сосуды (стакан, тарелка, блюдце, вазу и т.д.);
- задать вопрос детям: "Кому нужна вода?"(людям, животным, птицам, растениям и т.д.).
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Зарисуйте сказку: облако, дождь, лужу, а можно добавить и что-то свое. Пофантазируйте вместе.
Такая практика стимулирует активность и инициативность ребенка, развивает его способности к анализу, учит изобретательности и, самое главное, — укрепляет веру в себя. Совершить открытие – это же так здорово!