Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения
с применением игры
Блинова-Захарова Анна Леонидовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов детей, которые уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно- транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к проведению детей на проезжей части. Дети мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведение. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять веселую игру.
Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. Подготовить к пожизненной " профессии" участника движения, пешехода. Именно в детстве закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Обучая детей правилам дорожного движения, необходимо использовать все доступные формы и методы работы. Это беседы, обсуждение ситуации, наблюдение, заучивание стихов, чтение художественной литературы, просмотр видео- и диафильмов, настольные, дидактические игры.
Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями также должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов.
Работа с этой проблемой в старшей группе началась с чтения художественной литературы дополненная параллельно дидактическими играми для того чтобы ознакомить и закрепить правило дорожного движения. Проводятся также сюжетно- ролевые игры с изготовленными атрибутами: "Осторожно перекресток", "Внимание пешеход" и т.п. Вместе с детьми изготавливаются настольно- печатные игры, например: "Лабиринт", "Сложи из частей", "Расскажи про знак" и т.п. Проводятся вечера досуга: "Дорожная азбука", викторины "Самый внимательный", "Веселые уроки". Также идет работа с родителями: консультации, рекомендации, экскурсии по району.
В подготовительной группе идет более расширенная работа, чтение художественной литературы расширенная: А.Дорохов "Подземный ход", Л.Пишумов "Пешеходный светофор", И. Лешкевич "Гололед" и т. п.
Идет работа по изучению правил дорожного движения, знакомство с разнообразными дорожными знаками. Игры проводятся с постепенным усложнением, такие как: "Законы улиц и дорог", "Правильно- неправильно", "Можно- нельзя". Проводяться викторины, веселые уроки: Г.А. Романова "Пешеход на улице, Ф.С. Майорова "Изучаем дорожную азбуку". Встреча- беседа детей с инспектором ГИБДД.
Благодаря такой игровой деятельности дети лучше запоминают правила дорожного движения. И с интересом изучают более углубленно дорожную азбуку. Совместная работа с родителями так же очень позитивно влияет на углубленное изучение правил поведения на дорогах, более ответственно относиться к своей жизни и жизни своего ребенка.