Хорева Виктория Викторовна,
Государственное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №93 компенсирующего вида
Калининского района г.Санкт-Петербурга,
учитель-логопед высшей категории
Материал представляет собой рекомендации родителями детей раннего возраста по развитию познавательной и речевой деятельности.
Вся познавательная деятельность ребенка тесно связана с практической и с ориентировкой в предметном мире. В процесса ведущей (предметной) деятельности у ребенка раннего возраста происходит развитие моторики восприятия, речи, мышления.
С возникновением предметной деятельности у ребенка меняется отношение к окружающим предметам и возникает вопрос: «Что с ним можно делать?» ПО мере развития интереса предметы все чаще и активнее вовлекаются в деятельность. Общение ребенка со взрослым происходит через совместную практическую деятельность.
С помощью взрослого ребенок усваивает назначение предмета и его способ употребления. Таким образом, совместная деятельность предполагает сотрудничество ребенка и взрослого: ребенок – предмет – взрослый.
Характер общения: взрослый вместе с показом предмета передает способ действия с ним, а ребенок узнает и свойства предметов. Именно в этом время общение становится речевым: взрослый обозначает предмет и действия словами, ребенок активизирует свой словарь, происходит активное становление речи.
Роль взрослого очень важна:
- руководит познавательным процессом
- выполняет роль участника игры, направляет ребенка на выполнение действия
- участвует в активном речевом развитии ребенка (т.к. ребенок действует по подражанию и легко повторяет слова, фразы, потешки, любит воспроизводить услышанное). Речь становится для него основным средством общения.
Играйте с удовольствием!
Игры будут доставлять еще больше удовольствия, если в них будут участвовать все члены семьи.
Д\Игра «Сколько баранок»
Заранее приготовьте баранки (сушки) или конфеты, раздайте их всем участникам игры.
Посчитайте вместе с ребенком:
У Тани (имя ребенка) – одна баранка
У мамы – много баранок
У папы – нет ни одной баранки.
Не забудьте предложить поделиться баранками с теми, у кого их нет.
Давно известно, что с малышом надо общаться. Дети, с которыми мало общаются, отстают в речевом развитии. Под направляющим руководством взрослых речь быстро совершенствуется.
И/игра «Кто там?»
Прогуливаясь с ребенком по комнате, как бы случайно найдите красивый платов, подойдите к нему, спросите, «Кто там?» Дайте возможность ребенку сдернуть с игрушки платок и взять игрушку. Скажите «Это кошка мяу-мяу». Подставьте игрушку и повторите с остальными.
Д/игра «Песенка животных»
После того, как вы достали все спрятанные игрушки, познакомьте ребенка с каждым животным с помощью рифмовок, побуждайте к повторению.
-Кошечка идет, песенку поет:
«Мяу-мяу, мышку я поймаю».
-Козочка идет, песенку поет:
-«Ме-е-е-е, дайте травку мне».
-Коровка идет, песенку поет:
-«Му-у-у-у, молочка кому?»
-Лошадка идет, песенку поет:
-«Иго-го, иго-го, возить грузы нелегко».
Играя с ребенком, используйте сюжетные игрушки и картинки: они помогут ребенку накапливать активный и пассивный словарь.
Д/игра «Найдем овощи»
Заранее разложите овощи в разных местах комнаты. Сообщите, что «прибегал» зайчик и «спрятал» овощи, и корзиночка теперь пустая. Предложите найти овощи:
«Ваня, Ваня, поищи где же наши овощи».