Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Аналитическая справка о создании предметно-развивающей среды в старшей группе

Дмитриева Мария Игоревна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад № 105 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга

Характеристика старшей группы

Количество детей

Возраст

Гендерные особенности

Физическое развитие (группа здоровья)

Речевое развитие (речевой диагноз)

17

5-6 лет

11 девочек

6 мальчиков

16 чел. – IIгр.

1 чел. – IIIгр.

5 чел. – ФФНР

12 чел. - ОНР

 

 

 

 

 

 

Количество детей

Возраст

Гендерные особенности

Физическое развитие (группа здоровья)

Речевое развитие (речевой диагноз)

17

5-6 лет

11 девочек

6 мальчиков

16 чел. – IIгр.

1 чел. – IIIгр.

5 чел. – ФФНР

12 чел. - ОНР

 

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

Предметно-пространственная среда в старшей группе создана с учетом следующих критериев:

1)      Безопасность:

Мебель закреплена, не создает препятствий для передвижения в групповой комнате. Освещение соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Игрушки для детей в группе не имеют острых углов, не токсичны, не имеют раздражающей окраски, используются строго в соответствии с возрастом. Соблюдается низкий уровень шума (детей приучают не кричать, разговаривать спокойным тоном, не издавать громких звуков предметами, игрушками; аудиозаписи и мультфильмы воспроизводятся на комфортном для восприятия уровне звука).

Для  безопасного и психологически комфортного  пребывания детей в группе придуманы «Правила поведения», обозначенные  картинками-символами. Ребята рассматривают их и напоминают друг другу, что нужно играть дружно, не ссориться, вовремя убирать игрушки и т.д. Для решения конфликтных ситуаций дети используют «Ковер дружбы», для улучшения настроения – панно эмоций с пиктограммами, юмористические картинки  и т.д.

2)      Соответствие возрасту, актуальным и индивидуальным особенностям: вся мебель подобрана в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13; для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей используются материалы, понятные и интересные данной возрастной группе, а также, благодаря насыщенности предметно-пространственной среды, дети могут выбрать те игры, предметы, задания, которые соответствуют этапу их развития и являются актуальными в данный момент.

3)      Особенности детского восприятия:

·         Деятельностный характер: средства обучения и воспитания находятся на стеллажах и столах в свободном доступе; каждая пространственная зона насыщена элементами, дидактическими материалами, играми, с которыми ребенок может взаимодействовать самостоятельно, проявляя инициативность;

·         Особенности восприятия и переработки информации: в группе есть материалы, подходящие визуалам (книги с иллюстрациями, мультфильмы, пазлы, пластилин, краски, цветная бумага и т.д.), аудиалам (музыка, аудиокниги, музыкальные инструменты), кинестетикам (спортивный инвентарь, конструкторы, материалы для экспериментирования – песок, глина, пластилин, бросовый, природный материал);

·         Пространственное восприятие:

Пространство в группе разделено на зоны:

1. Рабочая зона (Познавательно-исследовательская деятельность,  продуктивная деятельность)

2. Активная зона (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр)

3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, книжный уголок, центр речевого развития, уголок уединения).

Благодаря этому, дети хорошо ориентируются в групповой комнате, знают, где можно взять игры, материалы для творческой деятельности и т.д. и куда их необходимо положить обратно. В группе учитывается потребность детей в создании ограниченного пространства для игр, а также для уединения. Для этого используются передвижные ширмы (настольная, напольная), драпировка из тюля, при помощи которых дети могу сами обозначить границы уголка.

·         Принцип «От простого к сложному»:игры, дидактический материал меняются в соответствии с актуальностью лексических тем, чтообеспечивает преемственность накопленных детьми знаний об окружающем мире от простого к более сложному и позволяет ребёнку закреплять полученные знания, легче воспринимать новый материал, проявлять пытливость и любознательность. 

4)      Интерьер группы:

В оформлении группы учитывается цветовая гамма: отсутствуют тёмные давящие цвета, такие как чёрный, коричневый и т.д. Основные цвета в интерьере - спокойные (оттенки зелёного, голубого, бежевого), в них окрашены крупные, статичные предметы обстановки, стены. Кроме того, в пространстве группы присутствуют яркие детали (игрушки, поделки, декор, элементы отделки), создающие приятные, позитивные ассоциации. В групповой комнате есть мягкие набивные кресла, диванчик, где каждый ребёнок, устав от игры, от общения со сверстниками, может спокойно отдохнуть в одиночестве. Комфортную атмосферу также создают такие элементы оформления, как уголок природы и погоды, комнатные растения, репродукции картин, коллажи и фотографии в интерьере групповой комнаты. Также используется эффект новизны (смена деталей оформления зон в группе), что позволяет поддерживать интерес, любознательность у детей.

5)      Полифункциональность игрового оборудования:

Наличие мягких мобильных модулей, подушек, ширм, кукольной мебели позволяет трансформировать пространство той или иной зоны для того, чтобы разнообразить сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,  спортивные игры и т.д., а также для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций среди детей в процессе игровой деятельности, что способствует созданию комфортной обстановки в группе.

 

Реализация образовательной программы

Образовательная область

Игры и пособия

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:«Семья», «Магазин (игрушек, продуктовый, одежды, цветочный), «Транспорт и дорожные знаки», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Пожарные», «Театр», «Космос», «Азбука пешехода», «Ассо­циация» (лото), «Буквы-цифры», «Назови лишний предмет», «Назови по порядку», «Най­ди различия», «Наши чувства и эмоции», пазлы, разрезные сюжетные картинки (десять-двадцать частей), «Русские узоры», «Страна эмоций», «Угадай профессию», лото на темы «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Технические приборы» и т. п.

Настольно-печатные игры:

Игра «Одень куклу» (одежда для мальчиков и девочек), «Накрой на стол», «Уголок желаний», «Притворщик» (на панно), «Так и не так», «Чудо-звери», «Дорожные знаки» (лото), «Как избежать неприятностей

Театрализованные игры:Би-ба-бо «Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка»; Настольный театр «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»; теневой театр;

Плакаты по темам;

Познавательное развитие

Игры«Волшебный квадрат», «Волшебный круг», «Ко­лумбово яйцо», конструктор «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи картинку», «Счетные палочки Кюизенера», плакат «Цифры», «Сложи узор»,  «Танграм», настольная игра «Валеология, или Здоровый малыш. Часть 1, 2», шнуровка;

Настольно-печатные игры:«Ассоциация» (лото), «Времена года», «Живое — неживое», «Животные и их детеныши», «Зоологиче­ское лото», «Кто где живет в воде», «Летает — ползает — прыгает», «Логопедическое лото», «Назови одним словом», «Найди различия», «Наша Родина», «Подбери узор», разрезные сюжетные картинки «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево», «Фруктовая мозаика», различные лото на темы «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» и т. п.;

конструктор (деревянный, пластмассовый, напольный), мягкие модули, LEGO, «Ферма»;

календарь природы, погоды, карты, атлас, глобусы; альбом по петербурговедению, куклы в национальных костюмах;

стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники; природный материал, емкости разной вместимости, лупа, микроскоп, бинокль, компас, разноцветные пластмассовые пластины;

Плакаты по темам и т.д.

Речевое развитие

Книги для чтения и рассматривания иллюстраций, аудио- и видеозаписи литературных произведений («Бобовое зернышко», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди»,«Лягушка- путешественница», «По щучьему веленью»), альбом с портретами писателей, пазлы, кубики по сказкам, игры «Парочки», «Литературные герои», ширмы (напольная, настольная), различные виды театров, игрушки-персонажи, уголок ряжения, алгоритмы-схемы для обучения рассказывания, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, настольная игра «Составь слово», плакат «Буквы», настольная разрезная азбука, фонетическое лото «Звонкий-глухой» и т.д.

 

 

Художественно-эстетическое развитие

Раскраски, трафареты, шаблоны, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветная бумага, ножницы, мелки (восковые, пастельные, сангина), мольберт, пластилин, доски, стеки, природный, бросовый материал;

альбом с репродукциями картин (пейзаж, натюрморт, портрет), художественная литература с иллюстрациями (сказки);

изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Хохлома, Гжель, Палех, Жостово), скульптура малых форм (глина, дерево, металл), игрушки, муляжи, гербарии, коллекция семян растений;

аудиозаписи (классика: П.И. Чайковский, А. Вивальди, Р.Шуман, В.Моцарт; детские песни; звуки природы), музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные, клавишные), нетрадиционные музыкальные инструменты (расческа, сосуды с различными наполнителями), звуковая лесенка, нотный стан на панно, портреты композиторов, альбом с изображениями музыкальных инструментов;

Настольно-печатные игры«Цвет», «Форма», «Ассоциации» и т.д., разрезные картинки, «Русские узоры», «Разноцветные узоры»;«Музыкальное домино» и т.д.

Физическое развитие

Кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, тряпичные), бадминтон; для утренней гимнастики – кубики, ленты, флажки, веревочки; игра «Поймай рыбку», настольная игра «Бадминтон», массажные мячи, коврики для профилактики плоскостопия; игры детский дартс, мишени для метания, «Городки», «Кольцеброс»;

Настольно-печатная игра «Виды спорта»;

Схемы комплекса утренней гимнастики, гимнастика для глаз (схема), иллюстративный материал «Виды спорта», «Олимпиада» и т.д.

 

Учет возрастных особеннонтей детей

Старший дошкольный возрастявляется особым этапом в развитии ребенка. Именно в этот период жизни начинают складываться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Активизация ростового процесса. За один год ребенок может вырасти на 7-10 см. У него совершенствуются движения, расширяется двигательный опыт, развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений. Для развития различных групп мышц в нашем спортивном уголке присутствует разнообразный спортивный инвентарь.

При активном развитии крупных мышц туловища и конечностей всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. В связи с этим особое внимание уделяется разучиванию пальчиковых гимнастик (в том числе, при помощи схем, которыми дети пользуются самостоятельно), использованию массажных мячиков.

Интерес к своему здоровью.Дети старшего возраста углубляют свои представления о здоровье и здоровом образе жизни, приобретают сведения о своем организме, о гигиенических процедурах. Для этого в группе представлены карточки со схемами комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз, чистки зубов; картотека подвижных игр с картинками-подсказками; тематические плакаты, настольно-печатные игры (например, «Валеология, или Здоровый малыш. Часть 1, 2»).

Изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными, ребенок становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий, активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками.

Для усвоения и закрепления установленных правил поведения дети используют карточки «Правила группы» на панно, куклы Веселинка и Грустинка (би-ба-бо), «Панно настроений», пиктограммы, настольные игры («Притворщик» (на панно), «Так и не так», «Путешествие в мир эмоций» и т.д.).

Расширение интеллектуальных возможностей.Период старшего дошкольного возраста называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии. Поэтому в нашей группе в книжном уголке представлены различные книги-энциклопедии (о космосе, о животных и растениях, о человеке, об истории древнего мира и пр.).

Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Для лучшего усвоения таких понятий, как времена года, дни недели, время, ориентировка в пространстве в группе имеются календарь природы и погоды, вкладыши, тематические раскраски.

Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, этот принцип используется в играх «Назови лишний предмет», «Най­ди различия», «Ассо­циация» (лото) и т.д.

Для развития логического мышления и памяти детей в группе в достаточном количестве представлены конструкторы, мозаики, кубики, головоломки, мнемотаблицы.

 

Совершенствование связной, монологической речи. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный словарный запас. Продолжается обогащение лексики, увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного).

         В этот же период в основном завершается усвоение грамматической системы языка. Возрастает количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных.      

         Вместе с тем можно отметить следующие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций.

         Воспитателем проводится большая работа по развитию речи детей. Для закрепления результатов в самостоятельной деятельности дети могут использовать аудиозаписи пальчиковых гимнастик, детских песен, мнемодорожки для заучивания стихотворений, схемы для составления описательного рассказа, сюжетные картинки,настольная игра «Составь слово», плакат «Буквы», настольная разрезная азбука, азбука магнитная, дидактические игры по ознакомлению с окружающим, набор букв на фланелеграф, настольно-печатные игры с правилами, различные виды театра, демонстрационный материал по речевому этикету и т.д.

Возрастающая потребность детей в общении со сверстниками. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Для формирования и укрепления дружеских отношений между детьми в группе представлены разнообразные сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, материалы для изо-деятельности, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Вывод:Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно насыщена и соответствует нормам ФГОС, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»