Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Система наглядно-игровых средств в логопедической работе
с дошкольниками

Калашникова Ольга Юрьевна,
ГБДОУ детский сад №53 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга

                 Несмотря на большое разнообразие, наглядно-игровых средств в коррекционно-логопедической работе по формированию грамматического строя речи, не исключается поиск новых более эффективных. Именно использование разнообразных наглядно игровых средств, приводит к эффективности формирования грамматического строя речи.

                 Логопедическое воздействие осуществляется различными методиками. Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально- психологическими особенностями ребенка. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Знание закономерностей усвоения речи необходимо при выборе методики обучения детей родному языку, то есть при выборе средств обучения.

Средства обучения языку – это:

1)      дидактический (учебный) материал, то есть та речь, с которой взрослый обращается к детям;

2)       методы и приемы обучения, которые применяют взрослые, чтобы ребенок активно усваивал обращенную к нему речь (дидактический речевой материал);

3)      организация обучения, то есть распределение речевой работы по времени, выбор ситуации, когда целесообразней всего поощрять ребенка на речевые действия ( специальные занятия, речевое общение во время игры и т.д.)

                  Наглядно-игровые средства – это, с одной стороны образно опосредованные или схематично опосредованные иллюстрации, которые несут на себе не основную, а дополнительную функцию. С их помощью создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности детей, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению, активизируется познавательная деятельность. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку получить свой собственный опыт. Наглядно-игровые средства, с одой стороны, дают детям зрительную опору, а с другой – служат дополнительной мотивацией. Кроме того, возникающая при этом игровая ситуация позволяет создать на занятии более естественную для дошкольников атмосферу игровой деятельности, а следовательно, вызвать потребность в речевом общении. Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. Игра в этом случае преследует учебные цели и является учебно- игровой ситуацией. По выражению А.М. Новиковой, « симбиоз игровой и учебной деятельности» [2]. 

                    Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. У детей дошкольного возраста она осуществляется в процессе игровой деятельности (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский). Игровая деятельность точно и продуктивно отражает структуру реальной познавательной деятельности – необходимой предпосылки того, чтобы приобретенные детьми знания, умения и навыки на основе игровой формы применялись в реальном познавательном процессе. Конкретная дидактическая задача реализуется через игровую деятельность, а занимательность облегчает выполнение этой задачи. В практике коррекционно-логопедической работы игра часто оказывается обычным упражнением с использованием наглядных пособий. Смешение дидактической игры и упражнений возникает в связи с общностью цели и задач, которые решают и те, и другие методы обучения. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, организует и активизирует деятельность детей. Использование различных игр определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

                        Связь речи с другими сторонами психического развития, раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов, а выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности (И.Т. Власенко, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой и др.).

«Ребенок, относительно зрелый по своему физическому развитию, еще не владеет системой языка… следствием этого, является недоразвитие и всех видов психической деятельности, непосредственно зависящих от овладения полноценной речью… внимания, памяти, воображения, мышления, действия»[1].

                       Недостаточный уровень развития абстрактно- логического мышления у дошкольников ставит нас перед необходимостью широкого применения наглядности. Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий. Использование пособий облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых навыков и умений. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретными, доступными, осознанными, повышает эффективность логопедической работы.

                       Наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам с ОНР, у которых не развито словесно-логическое мышление, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для прохождения определенного речевого высказывания. Содержание каждого наглядно-игрового средства способствует решению максимального количества задач связанных с формированием грамматического строя речи. При разработке комплекса наглядно-игровых средств по формированию грамматического строя речи необходимо опираться на знания закономерностей развития речевой функции детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               ЛИТЕРАТУРА

  1. Сохин Ф.А. Некоторые вопросы овладения ребенком грамматическим строем в свете физиологического учения И.П.Павлова. Сов. педагогика №7 1975
  2. Уварова Т.Б. Наглядно игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. – М.: Сфера, 2009. 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»