Этот удивительный мир технической игрушки
Довгаль Оксана Степановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №5
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
К концу дошкольного возраста у многих детей интерес к технической игрушке носит устойчивый характер. Технический прогресс неотъемлемая часть окружающего мира, в котором живет ребенок и от него зависит, каким этот мир станет в будущем. Из всего многообразия технической игрушки особую группу составляют:
cухопутный транспорт: (пассажирский, грузовой, железнодорожный, пожарная машина); водный: (лодки, катера, теплоходы);
космический транспорт (корабли, ракеты, луноходы, спутники);
воздушный транспорт(самолеты, вертолеты);
военная техника: (танки, вездеходы);
строительная техника (бульдозеры ,каток, кран, экскаватор)
оптическая техника: (бинокль, фотоаппарат, кинокамера).
Привлекает дошкольников и бытовая техника: весы, телефоны, часы, плита, утюг, пылесос.
Дети мечтают, играют и мир техники становится ближе благодаря игрушкам.
Технические игрушки несут информацию об окружающем мире, обогащают словарь, развивают мышление, воображение, пространственные представления и способствуют общению. Поэтому все виды технических игрушек могут использоваться как в самостоятельной деятельности детей, так и в НОД.
Яркие впечатления дети черпают из компьютерных игр, приставок, радиоуправляемых игрушек, мультфильмов. Знания о технике, доступные детям, содержат большие развивающие возможности и могут повлиять на познавательное, речевое, социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие детей.
Важно, чтобы педагог рассказал о разуме человека, создавшего сложные механизмы,
смог вызвать восхищение его трудом.
При правильной организации работы во всех видах деятельности ребята будут хорошо ориентироваться в разных видах труда взрослых и техники.
Большое значение при ознакомлении детей с техникой имеет опора принципы:
- от простого к сложному;
- развивающего обучения;
- наглядности;
- перспективности.
Какие же задачи стоят перед воспитателем?
Во–первых - дать элементарные знания о современной технике и истории ее создания;
Во–вторых - развивать элементы экономического мышления.
В–третьих - воспитание социально – активной личности.
В–четвертых – создание предметно - развивающей среды для развития конструктивной и самостоятельной игровой деятельности.
Решая эти задачи, мы научим дошкольника находить и понимать логические связи между техникой, природой и общечеловеческими знаниями.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, их большую эмоциональность, воспитателю в своей работе необходимо широко использовать художественную литературу, загадки о технике, игры, ставить и решать проблемные ситуации вместе с детьми.
Подбор рассказов, загадок, сказок зависит от поставленной цели. Например,
расширить кругозор, наполнить новым содержанием сюжетно – ролевую игру или показать общность техники с миром людей.
Приборы живут в домах:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек,
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(Электрическая лампочка)
Многое умеют делать:
Я горячее храню –
И холодное храню,
Я и печь и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)
Имеют сердце:
За стеклянной дверцей
Бьется чье – то сердце.
(Часы)
Ознакомить дошкольников с историей изобретения часов и их практической значимостью
можно с помощью серии рассказов:
1. «Солнечные часы». По И. Мельникову
2. «Часы – Петух».
3. «Водяные часы».
4. «Песочные часы». По М. Ильину, Е. Сегал
5. «Часы Цветы».
6. Как устроены часы по И. Мельникову
7. «Часы – Сказка». По И. Мельникову, Б. Радченко
8. Кремлевские куранты
После чтения проводится игра « Кто больше знает?». С помощью вопросов выясняем:
- При помощи какого прибора измеряется время?
- Всегда ли были часы?
- Как люди измеряли время до появления часов?
- Какую пользу человеку приносят часы?
- Как называется профессия человека, который ремонтирует часы?
- Что главное в часах?
- Какая стрелка важнее?
- Что можно сделать за одну минуту, час ?
Далее можно часы изготовить из бумаги, нарисовать или слепить.
Расширяя и закрепляя знания дошкольников о значении окружающей их техники
Мы воспитываем бережное отношение к труду людей, любознательность, развиваем сообразительность и расширяем игровой опыт.