Рисование как способ развития мелкой моторики
Окланская Ирина Ивановна
Все мы хорошо наслышаны о том, что необходимо развивать мелкую моторику рук. Также все мы знаем, что чем раньше начинать ее развивать, тем лучше. В этот раз я хочу рассказать о таком способе развития мелкой моторики руки как рисование.
Рисование играет большую роль в деле формирования речи у ребенка. Как известно многим взрослым, стимуляция работы мелкой моторики, а именно, движения пальцев рук: быстрые, медленные, осознанные, приводят к увеличению и активизации речевой деятельности. Чем больше этому уделяется внимание в период, когда ребенок начинает говорить, тем быстрее идет процесс постановки речи.
Во время рисования в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Помимо развития мелкой моторики рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.
Первые уроки рисования можно начинать с того момента, когда малыш научился уверенно сидеть. Конечно, поначалу трудно назвать рисунком то, что изображает десятимесячный или годовалый малыш. Эти рисунка, представляющие собой слабые штрихи и закругленные линии, — первая проба пера. Примерно с восьмимесячного возраста ребенок делает открытие: он осознает связь между движением руки и линией, которая появляется на листе бумаги.
Местом для детской студии может стать любая комната в квартире с большим количеством дневного света и отсутствием ковров и сложных в уборке поверхностей. Будьте готовы к тому, что когда ребенок войдет во вкус рисования, краска будет везде: на нем, на вас, на полу, мебели и коврах, поэтому позаботьтесь о том, как все это потом отмывать. Для первых уроков рисования лучше всего использовать пальчиковые краски. Краска должна быть максимально безопасной для ребенка: не содержать вредных веществ, быть экологически чистой, чтобы даже если она попадет в рот малыша, ничего страшного не произошло. Такая краска делается на горчичной основе - если ваш малыш решит попробовать ее на вкус, они ему не слишком понравится. Не покупайте слишком много цветов. Зачастую, в упаковках продаются четыре цвета, на первое время их хватит с избытком. Не перегружайте ребенка лишней информацией и желанием перепробовать все и сразу. Используйте ватман или остатки старых обоев, большой размер бумаги – раздолье для самовыражения малыша. Для первых занятий достаточно использования двух цветов. Очень хорошо рисовать теми цветами, которые вы сейчас изучаете. Например, осваивайте красный и желтый – ими и рисуйте. Получаете удовольствие, а заодно усваивайте пройденный материал. Вода при рисовании не используется, так как маленький ребенок может ее разлить или выпить. Предоставляйте возможность малышу самому выбирать цвет. В процессе рисования будьте терпеливы и занимайте позицию наблюдателя. Примите это необыкновенное творчество таким, какое оно есть, не пытайтесь показывать, как надо правильно рисовать. Очень важно поощрение деятельности ребенка со стороны взрослого и похвала. От эмоционального настроя взрослого во многом будет зависеть активность малыша. После того, как ребенок уже ознакомился с новым для него предметом (краской), начните рисовать одновременно с ребенком (только на отдельном листе!). Необходимым условием для успешного творческого процесса является возможность ребенка наблюдать за деятельностью взрослого. Творческое «пачкание» можно устраивать раз-два в неделю. Желательно в первой половине дня, выбирая наиболее активное, эмоционально позитивное состояние ребенка, естественно, исключая занятия при плохом самочувствии ребенка или в случае если ребенка что-то беспокоит. Первые занятия, как правило, самые непродолжительные и будут длиться всего несколько минут. Очень важно в процессе рисования следить за реакцией и эмоциональным настроем и состоянием ребенка, так как он сам выступает временным барометром продолжительности занятий. Внезапное ухудшение настроения или попытки разбросать баночки с красками – сигнал к завершению занятия. Из-за возможности развития синдрома отмены не рекомендуется допускать длительных перерывов в рисовании даже в летний период.
Рисуйте на здоровье!