Статья
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста
по средствам национальных подвижных игр
Ломоносова Наталья Валерьевна,
инструктор по физической культуре ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга
Игра – это независимая самостоятельная деятельность ребенка дошкольного возраста, в которой он может реализовать себя, свои желания и интересы, без оглядки на обязательность и необходимость. Игра находится в центре жизни ребенка, обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств.
Педагогический потенциал подвижной игры в нравственном воспитании очень высок. Подвижная игра ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть все условия в развитии личности ребенка. Во время игры часто приходится приходить на помощь товарищу, соблюдать честность, не нарушать правила игры. Подвижные игры с элементами нравственного содержания помогают эффективно решать задачи воспитания детей дошкольного возраста. Для большей эффективности, после проведения игры необходима специальная работа по обсуждению ошибочных ситуаций возникающих в процессе игры. В процессе игры, помимо взаимоотношений продиктованных в соответствии с правилами, возникают реальные отношения, регулирующие реальное положение вещей между детьми. В процессе игры хорошо видно, как относится ребенок к успехам или неудачам партнера по игре, готов ли он помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры.
В подвижных играх на нравственное совершенствование ребенка оказывают влияние примеры поведения взрослых в определенной ситуации, а так же те реальные отношения, которые складываются между детьми как товарищами.
Игры народов мира имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней передаваясь из поколения к поколению, вобрав в себя уникальность каждого народа. Национальные игры отражают образ жизни народа, их быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание стать сильным, ловким, выносливым, проявить смекалку и находчивость. Национальные подвижные игры включают в себя и элементы состязания, в процессе которого возможно определить, кто самый быстрый, самый ловкий, самый метки.
Национальная игра – подлинно массовое, общедоступное средство физического и нравственного воспитания детей. Педагогу дошкольного воспитания необходимо владеть методикой проведения подвижных игр, и методикой проведения игровой деятельности в формате подвижной игры. Для проведения национальных игр необходимо иметь специальный инвентарь.
Большое значение при проведении подвижных национальных игр имеет поэтапное формирование двигательных действий. Каждая совместная деятельность состоит из четырех этапов.
1 этап – включает в себя упражнения способствующие активизации воспитанников, созданию непринужденной обстановки, повышению сплоченности детского коллектива.
2 этап – основная часть содержит следующие компоненты:
- завязка игры, определение цели, распределения ролей, установка правил.
- развитие игрового действия
- финал игры
3 этап – Анализ игры
Самооценка своих способностей, эмоциональный компонент, Что получилось в игре, а что нет, и почему так вышло.
4 этап – Подведение итогов.
Снятие отрицательных эмоций у детей потерпевших поражение в игре. Если есть необходимость индивидуальная работа с детьми, не умеющими признать свое поражение.
В процессе проведения игры желательно соблюдать все описанные этапы. Это повышает мотивацию участия в игровой деятельности, обучает навыкам успешного общения, умению выстраивать диалог друг между другом, договариваться и принимать единое решение сообща.
При обучении детей национальным играм следует установить законы, которые в процессе игры нарушать нельзя.
1. Играй честно, соблюдай правила.
2. Не смейся над слабыми, не обижайся если проиграл, не допускай грубости по отношению к другим.
3. Если победил, сильно не задавайся.
4. Победа команды – общее дело.
5. Береги инвентарь, тогда он прослужит дольше.
Примеры национальных игр для детей дошкольного возраста.
Русская национальная игра «старые лапти».
На одной стороне площадки проводят черту – это город, где находятся все играющие. Пространство за городом – игровое поле. Дети становятся к черте и прокатывают мячи в сторону поля. Чей мяч дальше укатится, тому и водить. Мячи остаются на игровом поле, только водящий берет один мяч. Он ждет, когда за мячами будут выходить играющие, и всех, кто пересекает черту города, старается осалить мячом. Если водящий промахнулся, он догоняет мяч, а играющие стараются взять свои мячи и убежать за черту. Если играющих не осалили, то они еще раз прокатывают мячи, а водящий в этом случае остается прежним. Если кого-то осалили, он становится водящим.
Правила:
1. Играющие должны брать с поля только по одному мячу.
2. Водящему разрешается на игровом поле переходить с одного места на другое.
Украинская народная игра «Дятел».
Дети собираются на площадке, выбирают водящего – дятла.
Все становятся в пары и образуют круг, дятел становится по середине. Играющие ходят по кругу и вместе говорят слова.
- Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Дятел отвечает:
-Мне скучно одному, кого хочу, того возьму.
С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и становится в круг. Оставшийся без пары становится в середину круга – он дятел. Игра продолжается.