Статья
Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Гусарова Ирина Александровна,
учитель-логопед ГАДОУ детский сад 125
Выборгского района города Санкт-Петербурга
Хорошие манеры, соблюдение общепринятых норм этикета всегда ценились в обществе, потому что за ними скрываются глубокая духовность, богатый внутренний мир человека. Джон Локк, британский педагог и философ, говорил: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости … учёность становится педантизмом, остроумие – шутовством, простота – неотёсанностью, добродушие – льстивостью. Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только благововоспитанность служит для них оправой».
Дошкольное детство – самое благоприятное время для формирования навыков культуры поведения, так как жизненный опыт и багаж нравственных представлений у малышей ещё небольшой. Они открыты для новых представлений о культуре поведения в обществе. На сегодняшний день формирование культуры поведения составляет одну из важнейших задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста, решать которую призваны все связанные с воспитанием организации, учреждения, лица и, конечно же, семья и детский сад.
Понятие «культура поведения» дошкольника можно определить, как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения включает в себя все стороны нравственного проявления личности: культуру речи, культуру деятельности, культуру взаимоотношений, культуру внешнего вида, бытовую культуру.
Воспитание ребёнка – очень важный процесс. Он определяет будущую судьбу ребёнка, успешность его дальнейшего жизненного пути. Учить детей правилам поведения очень увлекательно, если делать это с любовью к ребёнку и с творческой фантазией. Начинать подобную работу необходимо как можно ранее.
Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений дошкольников является в первую очередь пример для подражания, а также - этическая беседа, дидактические игры и упражнения, воспитывающие ситуативные беседы, поощрения, а иногда и адекватные наказания, если это необходимо.
Изучив передовой опыт ряда авторов, исследующих данную тему, возможно сформулировать критерии уровней сформированности навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Низкий уровень - ребёнок умеет содержать в порядке своё место, где он играет, трудится, занимается, но у него отсутствует привычка доводить начатое дело до крнца, он не всегда бережно относится к книгам, к игрушкам, к своим вещам. У дошкольника отсутствует интерес к содержательным занятиям. Он не может регулировать свою деятельность и отдых, быстро переутомляется. В общении со сверстниками и взрослыми ребёнок ведёт себя непринуждённо, но не всегда использует имеющийся словарный запас, не всегда соблюдает нормы общения. Ребёнок часто пренебрегает правилами гигиены.
Средний уровень – ребёнок имеет ярко выраженную привычку доводить начатое дело до конца. Ребёнок бережно относится к игрушкам, к книгам. Он осознанно интересуется чем-то новым, он более активен во время совместной образовательной деятельности. Процессе общения со взрослыми у дошкольника основывается на уважении, доброжелательном контакте, сотрудничестве, но это не всегда проявляется в общении со сверстниками. Ребёнок более самостоятелен, у него обширный запас слов, что помогает ему в выражении своих мыслей и эмоций. Ребёнок всегда старается соблюдать требования гигиены, следит за опрятностью своего внешнего вида, содержит в чистоте лицо, руки, тело, причёску, одежду и обувь.
Высокий уровень – ребёнок умеет содержать в порядке место, где он трудится. Играет и занимается. Он имеет привычку доводить начатое дело до конца, бережно относится к игрушкам, вещам, книгам. У дошкольника присутствует естественная тяга к знаниям, к интересным и содержательным занятиям, он дорожит собственным временем и временем окружающих его людей. Ребёнок в состоянии регулировать свою деятельность и отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры. В общении со взрослыми и сверстниками ребёнок предусматривает выполнение норм поведения, основанных на уважении и доброжелательности, использует соответствующий словарный запас и нормы обращения, демонстрирует вежливое поведение в общественных местах и в быту.
Для того, чтобы достичь максимально высоких показателей сформированности навыков культуры поведения у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать некоторые педагогические условия:
1. Единство требований и воспитательных воздействий в семье и в образовательных учреждениях.
2. Плавность, постепенность и последовательность в процессе формирования знаний, умений и навыков культурного поведения детей дошкольного возраста.
3. Чёткость, определённость и доступность требований и правил, предъявляемых к детям.
4. Учёт индивидуальных и личностных особенностей каждого ребёнка.
5. Осуществление деятельностного подхода в обучении нормам и правилам культуры поведения, то есть не просто дать детям знания о культуре поведения, но и дать возможность их апробации в практической деятельности – в игре, в общении.
В заключение хотелось бы ещё раз напомнить о том, что воспитывать культуру поведения следует с самого раннего детства. Если в дошкольном возрасте не сформировать у ребёнка эти навыки, то в дальнейшем ему будет тяжело осуществлять познавательную деятельность, соблюдать правила и нормы поведения, организовывать себя и свою работу. Сознательное организованное поведение дошкольника, соблюдение им общепринятых норм этикета, культуры поведения в любой жизненной ситуации формируется, прежде всего, под влиянием условий жизни и воспитания в детском саду и в семье, а соблюдение всех перечисленных в данной статье условий будет непременно способствовать более эффективному и скорейшему их формированию.
Литература
1. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2001.
2. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2003.
3. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.
4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Просвещение, 1988.