Формирование знаний у детей, о природе родного края, умение детей взаимодействовать с окружающей природой, благодаря использованию дидактических игр на прогулке и в группе
(Из опыта работы воспитателя)
Данченко Наталья Александровна,
ГБДОУ детский сад № 34 комбинированного вида
Выборгского района г. Санкт-Петрбурга
РЕБЁНОК И ПРИРОДА.
I– часть
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из этого ознакомление с природой. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако, далеко не все может быть правильно понятно детьми при самостоятельном общение с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
II– часть
В педагогике принято определять метод как способ совместной деятельности взрослого и ребёнка, направленной на достижение определённого воспитательно – образовательного результата усвоение знаний, выработка навыков и умений, развитие способностей, формирование нравственных качеств, привычек поведения.
В процессе ознакомления детей с природой используются разнообразные методы: наглядные (наблюдение, рассматривание картин демонстрация кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ воспитателя чтение художественного произведения, беседы).
Наглядные методы:
1.Наблюдения.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
Организуя наблюдения в природе, воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В зависимости от познавательных задач воспитатель использует различные виды наблюдения.
Для детей используют кратковременные наблюдения, у них формируются знания о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характер движения, издаваемые звуки и т.д.
Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредотачивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2-3). Детей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у детей. Например, птичка клюёт зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птичка?» «Что она клюёт?» Используются и игровые приёмы: «Птичка поёт песенку для детей», «Рыбка плывёт к Саше, а теперь к Маше».
В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказ о наблюдаемом, нецелесообразно.
В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений, воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, перед посадкой рассматривают луковицу, обследуют влажность и сыпучесть песка во время игры с ним). Организуются наблюдения с детьми, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действия: подставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок.
2.Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов.
Картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы.
При ознакомлении детей с природой используются дидактические сюжетные, предметные, а также художественные картины.
Дидактические - сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей.
К таким картинам относятся серии: «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие звери», «Травянистые растения». Они используются с различными дидактическими целями.
Предметные картины в группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления. Так, после наблюдения за кошкой с котятами проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.). Организуя рассматривание сюжетной картины, задает, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине?»
« Какого цвета шерстка у кошки?» «У котят?» «Какого цвета шерстка у кошки, которая живёт в вашем доме?» Чем заняты котята?» Что делает котёнок, который лежит возле кошки?» «Слышали ли вы, как ходят котята?» «Почему они ходят тихо, неслышно?»
Кинофильмы вызывают у детей особое эмоциональное отношение, интерес, а это способствует более успешному усвоению знаний.
В работе с детьми дошкольного возраста лучше использовать не озвученные фильмы, сопровождая их словом воспитателя. Вначале используют диапозитивы и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны. Целесообразно, после просмотра фильма, проводить с детьми беседу о просмотренном фильме.
Практические методы:
1. Дидактические игры
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно – печатные и словесные.
2. Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются
представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста.
3. Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», «Парные картинки» и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом. Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.
4.Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиям тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр.
На первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.
5. Игровые упражнения и игры – занятия. Наряду с перечисленными играми в работе с детьми используют большое количество игровых упражнений. («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси жёлтый листик» и др.) Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью её.
6.Игры – занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определённое программное содержание. Игровая форма придает играм – занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия.
7.Подвижные игры. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и т.д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают
знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
8.Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Одни из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и т.д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для детей создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики, наборы формочек для игр с песком и снегом, деревья, шишки, веточки, желуди, резиновые фигурки людей и животных.
Воспитатель помогает детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывает способы его использования.
ТРУД В ПРИРОДЕ
Труд в природе имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.
Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.
Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности.
Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений и как коллективный.
1). Индивидуальные поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
2). Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы.
Руководство трудом детей. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1 – 2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ
1. Рассказ воспитателя.
Воспитание рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребёнок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его на основе словесного описания активно воссоздать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.
Рассказывать детям можно с разными целями: для расширения знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, для ознакомления с новыми явлениями, фактами (с трудом взрослых в природе, охраной и привлечением птиц, охраной дикорастущих растений и др.). Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми.
2. Беседа.
Выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую.
Предварительная беседа используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией.
Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
Беседа проводится со старшими детьми.
3. Чтение художественной литературе.
Детская книжка о природе используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребёнка, но и на его чувства. Образное описание пышного цветения садов, цветение лугов, причудливых деревьев помогает формировать эстетическое отношение ребёнка к природе, любить её.
Детская природоведческая литература полезна в работе с детьми всех возрастных групп.
Использование природоведческой литературы в процессе наблюдения помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом.
ФОРМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).
ЗАНЯТИЯ
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения.
Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.
На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью используется наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ диафильмов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме всех методов на занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида – обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры обобщающие наблюден
ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ
В определении содержания программных задач исходит от уровня развития детей своей группы, учитываются и особенности природного окружения.
В программное содержание включаются 2 группы задач: образовательные и воспитательные. Образовательные задачи – это тот объём знаний, который необходимо дать детям на занятии или уточнить и конкретизировать. Образовательные задачи включают и развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать и т.п.), развитие речи (обогащение словаря, формирование связной речи ). В содержание образовательных задач включают также формирование познавательного интереса детей к природе.
Воспитательные задачи, решаемые на занятии, направлены на формирование положительного, бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
На занятиях, где используется труд детей, в программных задачах отражают необходимость формирования трудовых навыков и умений, а сиспользованием метода наблюдения в программное содержание включают развитие этой деятельности (например, умение обследовать предмет, сосредоточиться на объекте, отыскать яркие части, видеть характерные и существенные признаки). На занятиях детей младшего возраста используются наблюдения, игровой метод. Выбранный метод должен обеспечить полноту реализации программных задач и активную умственную деятельность детей.
Готовясь к проведению занятия, воспитатель продумывает, какие отобрать наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы, погоды и т.п.; какие животные, растения, виды корма, предметы ухода за животными и растениями, посадочный материал потребуются для работы. Поскольку усвоение программного содержания всеми детьми осуществляется в ходе занятия, воспитатель заранее разрабатывает последовательность работы, обеспечивающую продвижение детей в соответствии с программными требованиями, сочетание заданий, систему приёмов, активизирующих умственную деятельность детей. В ходе занятия важно привлекать к выполнению задания всех детей. В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической, оценкой навыков и умений, отношения детей к занятию, их интереса, дифференцируя её в зависимости от возраста детей.
ПРОГУЛКИ
Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы,
Представления, о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т.п.
Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом, листьями и т.п., у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствия от общения с природой.
Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения,
появившихся всходов, насекомых и т.д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.
Основные принципы программы «Детство» таковы:
Представления.
Предметы (объекты) неживой природы. Песок, камни, земля, глина, снег, вода, солнце. Общие представления о ярких отличительных признаках и свойствах: песок сухой (мокрый, влажный), сыплется (лепится, формируется), камни большие (маленькие), тяжелые; земля сухая (влажная); вода теплая (холодная), разливается, льётся, в воде (предметы плавают; снег белый, холодный, пушистый и т. д., рассыпается, лепится, со снегом играют, лепят снежную бабу, снежки.
Явления живой природы.
Растения, часто встречающиеся в ближайшем окружении (комнатные, сада, огорода, цветника, луга, леса, парка). Кусты, деревья, травы. Общие представления: отличительные признаки – цвет, размер листьев, цветков, плодов. (Например: дерево высокое; трава зеленая; одуванчик желтый; яблоко круглое, красное и т.д.) Растения нужно поливать, им необходима вода.
Животные. Часто встречающиеся в ближайшем окружении, а также в детских книжках на иллюстрациях звери (домашние и дикие), птицы, аквариумные рыбы, насекомые (бабочки, жуки, мухи, комары и др.), лягушки. Иметь общие представления о строении, отдельных частях тела, их характерных признаках (размерах, форме). Знать некоторые особенности образа жизни: как двигаются, что и как едят, какие звуки издают, где живут. Знать отдельные признаки конкретных животных как живых организмов (рыбка живая: плавает, ест корм, двигает плавниками и т.д.). Знать, что рыбку, птичку, и др. надо кормить.
Познавательные и речевые умения.
По показу взрослого обследовать объекты природы с помощью зрительного – осязательно – двигательных действий. Вычленять на этой основе признаки и свойства. Замечать, различать, узнавать объекты природы на основе наблюдения. Находить объекты по указанному признаку. («Найди такой же»).
Узнавать и называть некоторые растения (дерево, кустик, травка, цветок), их некоторые признаки: цвет, размер, форму, вкус, запах. Узнавать и называть животных и их детёнышей, показывать части их тела, выделять отдельные признаки (цвет, величину, издаваемые ими звуки).
Диагностика по экологическому воспитанию
детей среднего возраста.
Животные
1. Узнают и называют ли дети 3-4 вида домашних животных и их детёнышей, 3-4 вида птиц, различают ли рыб, насекомых (бабочку, жука, стрекозу, муху, пчелу, лягушку), животных уголка природы?
2. Знают ли части тела и их особенности?
3. Знают ли образ жизни: место обитания, способ передвижения, чем питаются и как добывают корм?
4. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
5. Умеют ли устанавливать связи между способами передвижения и характером конечностей, пищей и ротовым аппаратом, сезонными изменениями в природе и приспособляемости к ним животных?
Методика диагностики.
Беседа по картинкам:
1. Назови, кто это?
2. Найди детёныша и скажи, как его называют?
3. Какие части тела есть у рыбы (птицы и др.)?
4. Где живёт?
5. Что ест?
6. Кто кормит это животное (или где находит пищу)?
7. Как передвигается?
8. Почему птица летает, а заяц не может летать (медведь ходит, лягушка прыгает и т.д.)?
9. Живые ли животные (заяц, бабочка и др.)?
10.Как догадался?
11.Что бывает с птицами зимой?
Дополнительные вопросы:
а) все ли остаются зимовать?
б) почему улетают скворцы, ласточки?
12. Как зимует медведь (лягушка, бабочка)?
13. Почему они так зимуют?
Растения.
1. Знают ли дети 3 – 4 вида комнатных растений (цветника, огорода, парка, луга)?
2. Знают ли основные части (включая корень)? Их особенности (цвет, величину, форму и др. признаки)?
3. Осознают ли необходимость поливки, очистки растений от пыли, рыхления?
4. Связывают ли способы ухода с потребностью во влаге, свете, тепле, почвенном питании?
5. Относят ли растения к живым организмам?
6. Умеют ли устанавливать связи между состоянием растения и необходимостью ухода, между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием растений?
Методика диагностики.
Беседа по картинкам и с использованием комнатных растений.
1. Как называют это растение (или найди в уголке природы герань, бальзамин и т.д.)?
2. Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?
3. Почему так нужно делать?
4. Живые ли растения?
5. Почему так думаешь?
6. Найди картинку, где изображено растение зимой (летом, осенью)?
7. Как догадался?
8. Почему зимой нет листьев на деревьях?
9. Почему летом все растения зелёные, цветут?
Организовать игру «Путаница». Выявить знания детьми частей
растений, их расположения. В ходе игры задеть вопросы:
1. Назови, что это (части растения).
2. Можно ли расположить их так (перепутать)?
3. Почему нельзя расположить так части растения?
4. Сделай правильно.
5. Объясни, почему именно так нужно расположить части растения.
Диагностика по экологическому воспитанию
детей старшего возраста.
Животные
1. Знают ли дети животных основных классов (звери, насекомые, рыбы, земноводные)?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов?
3. Знают ли, как обеспечить уход за животными?
4. Могут ли определить стадии роста и развития животных?
5. Относят ли животных к живым существам и по каким признакам?
6. Умеют ли устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни?
7. Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «несекомые».
Методика диагностики
Приготовить картинки с изображением животных разных классов, а также с изображением стадий роста и развития кошки (рыбы, цыпленка), дидактическую игру «Зоологическое лото», модели понятий «птицы», «звери», «рыбы», «насекомые», «животные».
Беседа по картинкам:
1. Кто это?
2. Составь группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «животные».
3. Найди модели с этим животным.
4. Почему ты объединил рыб (птиц) в одну группу?
5. Разложи картинки с изображением стадий роста и развития животных. Что сначала, что потом?
6. Что происходит с птицами зимой, весной, летом?
7. Почему это происходит?
Растения
1. Умеют ли дети различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
2. Знают ли органы растений и их функции?
3. Знают ли развития и роста растений?
4. знают ли их потребности?
5. Знают ли особенности ухода за домашними растениями?
6. Знают ли, как и почему растения приспосабливаются к сезонным изменениям?
7. Относят ли растения к живым существам?
8. Производят ли группировку: «травы»», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое».
Методика диагностики
Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатных растений, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, моделей понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живое», «неживое».
Беседа по картинкам:
1. Назови растение.
2. Где растёт?
3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растёт горох, фасоль?
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
6. Почему они любят много света, влаги?
7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
8. Почему это происходит?
Организовать игру «ПУТАНИЦА». Задания:
а) разложи части растения правильно;
б) почему части растения нужно расположить именно так?
в) зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Задание: «Подбери модели». Детям предлагается картинки с изображением растений расположить по группам: «травы»», «кустарники», «деревья» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИГРАХ
В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр - игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.
Д и д а к т и ч е с к и е и г р ы - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умению играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Дидактические игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры проводятся в часы досуга, на занятиях и прогулках.
Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры– это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Растения», «Подбери листок» и т.д.).
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которое либо предваряет восприятие
картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и т.д.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемые в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Творческие игры природоведческого содержания. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, получаемые в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игры дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т.д.), идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительно отношение к нему.
При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая диафильмы, читая книги. Особое влияние на игры детей оказывают рассказы взрослых о своей работе. Живое общение с людьми вызывает интерес детей к их труду, способствует обогащению содержания игр. Кроме этого, необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания: в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
Строительные игры могут служить основанием для постановки опытов, которые организуются с целью разрешения возникающих вопросов: почему в одних условиях снег лепится, а в других - нет? Почему вода бывает жидкой и твердой? Почему лед и снег превращаются в воду в теплом помещении? И т.д.
В группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и столы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и деревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с помощью которых лепят снежные фигуры, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т.д.
Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Логинова В.И. «Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»». С.Пб.2000г.
2.Гончарова Н.В. «План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду». С.Пб.1997г.
3. Артёмова Л.В. «Окружающий мир дидактических играх».М.1993г.
4.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет». Воронеж.2002г.
5.Зотов В.В. «Лесная мозаика». М.1993г.
6.Маневцова Л.М. «Мир природы и ребёнок». С.Пб.1998г.
7.Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.1995г.
8.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». С.Пб.2002г.
9.Белоусова Л.Е. «Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть». С.Пб.2003г.