ТРЕНИНГ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Павлова Елена Александровна воспитатель высшей категории детского сада №82 Калининского района г. Санкт - Петербурга
В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологу является потеря взаимопонимания с детьми. К психологам очень часто приходят родители шести - и семиклассников, жалуясь на отсутствие взаимного доверия и понимания в семьях.
Родители по-разному формулируют проблемы, беспокоящие их в данный момент, у кого-то ребенок стал хуже учиться, чьи-то дети стали грубыми и скрытными, кого-то никак не заставить помогать по дому, кто-то беспокоится, чтобы сын или дочь не попали в дурную компанию. Как видно, для каждого психолога сразу ясна основная причина такого рода беспокойства родителей: отношения с собственными детьми стали формальными, то есть переросли в межличностные взаимодействия типа "мать - дочь" или "отец - сын", но не более того, исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения
Мастера современной отечественной психологии (Лисина М.И., Спиваковская", Дружинин В.Н др.) в своих трудах неоднократно затрагивают вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: "определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей
в учебе или профессиональной деятельности. (3)
Аналогичные мысли можно встретить в работах зарубежных психологов,
например, американский психиатр, доктор медицины Росс Кэмпбелл считает: "Если у родителей нет с ребенком отношений основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе и тогда неизбежно возникают проблемы". (1)
Сегодня, в связи с ростом требований к интеллектуальному развитию
первоклассников, стало практически общепринятым проводить занятия по подготовке к школе среди детей 5-6 лет. Такие занятия могут проводить внимательные, опытные педагога и психолога; однако, фактически подготовка к школе включает обучение детей некоторым: школьным навыкам, как то: писать буквы, правильно читать, считать простые цифры, различать цвета и геометрические фигуры.
Такая подготовка к школе с виду очень удобна так как вся забота родителей заключается в том, чтобы привести ребенка на занятия; а дома усадив за стол, заставить сделать заданное или повторить пройденное. Таким образом, утрачивается умение непосредственно и по-дружески общаться со своими детьми, вследствие чего возникает ряд проблем, описанных выше.
Совершенно очевидно, что в качестве подготовки к школе необходимо развивать не только познавательные процессы, но и учить детей общаться как со своими родителями, так и между собой.
Целью предлагаемой программы является установление доверительных отношений между родителями и детьми.
Подготовка детей к школе в ходе представляемых занятий включает следующие задачи:
- развитие речи и творческих способностей;
- развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания и мышления);
- развитие коммуникативных навыков;-
- формирование умения слушать себя и друг друга, столь важного первоклассникам
Для проведения занятий по данной программе необходимо выполнение
следующих требований:
1.Количество пар - участников (ребенок-родитель) должно быть не менее трех (6человек), однако, не должно превышать восьми (16 человек). Оптимальное число участников - 5-7 семейных пар (родитель - ребенок).
2.Рекомедуется присутствие на занятиях двух тренеров-ведущих, так как в ходе занятий предполагается одновременная работа одного ведущего с группой детей, а другого - с группой родителей.
3.Занятия должны проводиться в помещении, площадью не менее 40 кв.метров
4.Необходим большой ковер, на котором будут играть участнику занятий; в некоторых случаях ковер можно заменить большим столом, тогда все игры-головоломки проводятся за столом.
5.Требуется определенное количество игрушек; мяч, колокольчик, головоломки или мозаика и кубики, рамки Монтессори, карандаши, бумага.
Предлагаемая программа по развитию когнитивных, креативных и коммуникативных навыков у детей, а также развитию креативности и коммуникативности у их родителей является сокращенным вариантом программы "Я и мой ребенок".
Данный вариант программы рассчитан на старших дошкольников и первоклассников. На занятия можно приглашать всю семью, но, как показывает практика, из-за недостатка времени, с ребенком приходит только один родитель.
ЗАНЯТИЕ 1. "ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ"
1. Представление ведущих. (5 минут)
2. Знакомство друг с другом (10 минут)
3.Веселая игра с колокольчиком. (20 минут)
4.Игра "Менялки"
5. Головоломки на ковре (для детей). Обсуждение с (10 минут)
родителями тем занятий и решение орг. вопросов
6. Совместная игра детей и родителей на ковре:
а) конкурс фигурок
б) конкурс "Кто дружнее?" (10 минут)
7. Обсуждение (5 минут)
Описание основных этапов совместной деятельности
Знакомство друг с другом
Группа детей работает с одним тренером, в то же время взрослые работают отдельно с другим.
Взрослые решают вопрос о том, как их будут называть дети в ходе занятий.
Тренер может предложить такие варианты:
- называть родителей по имени-отчеству
- по именам
- неформальные обращения, например, "тетя Таня", "папа Сережи"
Могут быть предложены другие варианты обращений на усмотрение участников группы.
Дети садятся в кружок, тренер держит в руках мячик- или какую – нибудь небольшую игрушку и объясняет всем, что говорить будет только тот, кто держит в руках этот предмет. Затем тренер объясняет принцип игры:
- каждый по кругу называет свое имя
- далее в зависимости от активности детей может быть повторено либо это же задание, либо каждый ребенок, называя свое имя, повторяет имена одного или двух предыдущих соседей.
Если после этих игр дети хорошо запомнили имена друг друга, то можно
переходить к совместной игре со взрослыми. Если же дети недостаточно хорошо освоились в группе, то предлагается вариант игры - знакомство "Как тебя зовут?".
- каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, кого хуже всех запомнил или забыл как зовут. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.
Дополнительная игра - знакомство для одаренных детей и детей с повышенной активностью:
- выбранный по желанию детей водящий встает спиной к группе и считает до трех, в это время дети меняются места. По желанию группы игру можно повторить несколько раз.
Далее тренеры собирают вместе детей и родителей в один большой круг и предлагается игра "Как тебя зовут?"
Все предлагаемые игры - знакомства направлены на развитие памяти и
коммуникативных склонностей.
ВЕСЕЛАЯ ИГРА С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.
Существует множество игр с колокольчиком, но в ходе наших занятий особую популярность приобрела игра, предложенная шестилетней девочкой из группы одаренных детей:
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Данная игра развивает слуховое восприятие, столь необходимое дошкольникам и первоклассникам на уроках.
ИГРА "МЕНЯЛКИ"
Мы затрудняемся назвать авторов этой игры, в силу ее распространенности на различных семинарах и тренингах, однако, для мало знакомых с этой игрой приводим ее краткое описание:
- Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих.
Далее ведущий говорит: "Меняются те, у кого (светлые волосы, часы
и т.д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место.
Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
Эта игра вносит оживление в группу и направлена на развитие
коммуникативных навыков.
ГОЛОВОЛОМКИ НА КОВРЕ (для детей)
Для этого занятия лучше всего подойдут головоломки типа: "Листик",
"Вьетнамская игра", "Пентамино", "Тантрам'', "Колумбово яйцо", "Сложи квадрат'' и любые другие головоломки, предназначенные для плоскостного моделирования.
На выбор детей предлагаются указанные головоломки, с которыми они
самостоятельно работают с помощью одного из тренеров. В это же время другой тренер обсуждает с родителями организационные вопросы.
Детские головоломки натравлены на развитие логического мышления и
креативности. Головоломки можно заменить мозаикой, кубиками и т.д.
СОВМЕСТНАЯ ИГРА ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ.
Если дети малоактивны, то родители присоединяются к их работе с
головоломками, если дети активны, то можно предложить конкурсы, например, на самую затейливую фигурку, на самое интересное животное и т.д. или конкурс "Кто работает дружнее".
Выделять победителей конкурсов необязательно, можно просто похвалить каждую пару в отдельности.
Эта совместная работа особенно полезна для родителей, так как
способствует сплочению деятельности.
ОБСУЖДЕНИЕ (одинаковое для всех занятий)
Участники садятся в круг, тренер дает задание обсудить в парах наиболее
1. Интересные моменты занятия (после чего, передавая мяч по кругу, члены группы)
2. Высказывают свои мнения
3. Вносят пожелания и предложения относительно следующих занятий.
ЗАНЯТИЕ 2. "ДАВИТЕ ОБЩАТЬСЯ"
(вербальные средства общения)
1. Знакомство.
2. Игра "Охота на тигра".
3. Игра "Дразнилка".
4. Упражнение на развитие доверительных отношений: "Если бы я была
мамой...", "Если бы я была дочкой..." (по кругу).
5. Головоломки на ковре.
6. Повторение игр прошлого занятия (по желанию участников).
7. Обсуждение.
* Дополнительное упражнение на развитие коммуникативных навыков "Попроси
игрушку" . (Предлагается работа в парах).
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ РАБОТЫ:
ИГРА "ОХОТА НА ТИГРА"
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. По окончании счета тот. у кого находится делают то же самое. Задача водящего-охотника - найти тигра. Эта игра учит детей планировать свои действия по времени.
ИГРА "ДРАЗНИЛКА"
Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными
необидными словами. Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты..."
Следует соблюдать быстрый темп, исключать повторения. В заключительном круге обязательно следует сказать соседу что-нибудь очень приятное.
Эта игра не только вносит оживление в группу, но и полезна дня обидчивых детей.
ЗАНЯТИЕ 3. "ДАВАЙТЕ ОБЩАТЬСЯ"
(Невербальные средства общения)
1. Знакомство (если есть новые участники)
2. Игра "Охота на тигра"
3. Упражнение "Рисунки одним карандашом".
4. Игра "Испорченный видео-телефон".
5. Головоломки на ковре.
6. Упражнение "Попроси игрушку" (работав парах с использованием только
невербальных средств общения - мимики, жестов и т.д.)
7. Игра "Перебежки".
8.Подведение итогов занятия.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ "РИСУНКИ ОДНИМ КАРАНДАШОМ"
Каждый ребенок садится за стол рядом со своими родителями. На двоих
дается один большой лист бумаги и карандаш. По команде тренера ребенок и взрослый берут карандаш в руки и одновременно рисуют "картину".
Разговаривать нельзя. После завершения задания "картины" демонстрируются с комментариями художников.
Игра способствует развитию эмпатии, сплочению ребенка и взрослого.
ИГРА «ИСПОРЧЕННЫЙ ВИДЕОТЕЛЕФОН»
Видеотелефон сломался: изображение есть, а звука нет. Два абонента должны передать друг другу что-то важное.
Ход игры: участники сидят по кругу с закрытыми глазами, одному из них
(водящему) наедине сообщается какое-либо послание (например, "Приходи
пить чай", "Погуляй с собакой" и т.д.). Водящий жестом "будит" соседа и
жестами объясняет послание, второй участник "будит" третьего и объясняет ему то же самое, но в своей интерпретации и т.д.
Игра способствует снятию напряжения и вносит оживление в группу.
ИГРА "ПЕРЕБЕЖКИ'
Участники игры развиваются на пары, а круг ставят стулья соответственно
числу пар играющих. Один участник игры сидит на стуле, другой стоит у него за спиной, опустив руки по швам. Таким образом, образуются два круга игроков: первый - внутренний круг, состоящий из сидящих участников, второй - внешний, из стоящих участников.
Сидящие во внутреннем кругу делают друг другу определенные
мимические знаки, что служит командой для обмена местами этих участников.
Задача стоящих во внешнем кругу - удержать за плечи напарника, если тот вдруг решит поменяться местом с другим играющим.
Игра развивает коммуникативные склонности.
ЗАНЯТИЕ 4. "ДАВАЙТЕ НАБЛЮДАТЬ"
(Развитие познавательных психологических прессов)
1. Обсуждение домашнего задания.
2. Упражнение "Слушаем тишину".
3. Игра "Я вижу стол".
4. Игра "Менялки игрушек".
5. Упражнение в парах "Если бы мама была королевой",
"Если бы я была королевой".
6. Игра "Занимательные картинки" на ковре (игра Лютовой Е.К.,
Мониной Г.Е. на развитие пространственной ориентации, памяти,
внимания).
7. Игра "Правда-неправда".
8. Игра "Перебежки".
9. Обсуждение.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ.
ИГРА "Я ВИЖУ СТОЛ"
Участники по кругу называют предметы, которые находятся в комнате,
начиная каждое высказывание словами: "Я вижу...". Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
Игра направлена на развитие внимания и памяти.
ИГРА "МЕНЯЛКИ ИГРУШЕК"
Участники садятся по кругу, каждый держит в руке игрушку. Водящие
(ребенок и взрослый) поворачиваются спиной к остальным и по очереди
считают до пяти. В это время участники меняются друг с другом игрушками.
Задача водящих определить кто с кем поменялся.
Игра направлена на развитие познавательных психических процессов
(памяти, внимания).
ИГРА "ПРАВДА-НЕПРАВДА"
Тренер рассказывает правдивую историю о себе, происшедшую с ним
недавно, незаметно включая в нее фантастические элементы. По окончании
рассказа участники называют, что же было "неправдой". Аналогичное задание дается на дом.
Игра способствует развитию внимания и креативности.
ЗАНЯТИЕ 5. "ДАВАЙТЕ СОЧИНЯТЬ"
(Развитие креативности)
1. Обсуждение домашнего задания (игра "Правда-неправда").
2. Игра с мячом "Муха - смеется".
3. Групповое сочинение сказки.
4. Упражнение в парах "Мама, ты у меня самая...".
5. Плоскостное моделирование (на ковре).
6. Игры, придуманные участниками занятий.
7. Обсуждение.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ.
ИГРА "МУХА - СМЕЕТСЯ"
Тренер бросает мяч любому участнику игры и при этом называет какое-либо
существительное, получивший мяч должен придумать глагол, который не
сочетается, почти не употребляется с этим существительным, затем называет новое слово и бросает мяч другому.
Игра направлена на развитие креативности.
В качестве домашнего задания к следующему занятию можно предложить
либо совместное сочинение сказки взрослыым и ребенком, либо подбор
словосочетаний.
ЗАНЯТИЕ 6. "ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ".
(Развитие речи)
1. Обсуждение домашнего задания.
2. Игра с мячом "Муха - веселая".
3. Упражнение "Загадки по картинкам".
4. Упражнение "Найди вкладыш", (на ковре)
5. Групповое сочинение сказки.
6. Игры, придуманные участниками занятий.
7. Обсуждение.
ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ЗАНЯТИЯ.
УПРАЖНЕНИЕ "ЗАГАДКИ ПО КАРТИНКАМ"
Всем участникам выдается по картинке с изображением отдельных
предметов. Участник должен описать картинку так, чтобы остальные отгадали, что на ней нарисовано.
УПРАЖНЕНИЕ "НАЙДИ ВКЛАДЫШ"
Выполняется с рамками Монтессори. Каждой паре выдается по Г2 рамки,
вкладыши лежат в большой плоской коробке. Взрослому завязывают глаза, и он ищет в коробке вкладыш от своей рамки, а ребенок направляет движение руки взрослого (левее, правее, выше и т.д.).
ЗАНЯТИЕ 7. "ДАВАЙТЕ ВСПОМИНАТЬ !"
(Занятие по закреплению пройденного материала).
1. Обсуждение домашнего задания.
2. Игры по выбору тренера и участников.
3. Конкурсы юных художников на тему "Я и моя мама" - для детей
- беседа с тренером, рекомендации по дальнейшей работе с детьми-
для взрослых.
4. Представление детских картин.
5. Игры, придуманные участниками занятий.
6. Обсуждение.
ЗАНЯТИЕ 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ
1. Чаепитие.
2. Любимые игры.
3. Вручение грамот каждому "семейному дуэту (за сплоченность, организованность, проявление творческих способностей и т.д.)
4. Обсуждение всей программы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ТРЕНЕРУ.
Работая по данной программе, рекомендуется учитывать индивидуально-
психологические особенности детей. Если в группе преобладают малоактивные, малоразговорчивые дети, то на первых занятиях следует ограничить время, отведенное на групповые игры за счет увеличения времени для индивидуальной
работы в парах. В подобной группе возможен обмен информацией не по кругу с передачей предмета, а по желанию, в свободной форме.
При работе с группой одаренных детей рекомендуется увеличить число
групповых игр, обмен информацией производить строго по круп,' с передачей предмета, что способствует развитию навыков слушания и произвольной сферы деятельности.
В ходе занятий предполагается частая работа в парах, что подразумевает
обязательную работу взрослого со своим ребенком.
О результативности проведенных занятий можно судить по следующим
признакам:
- возрастающий интерес к домашним заданиям, выполняемым совместно
родителем и ребенком
- увеличение заинтересованности не только в групповых развлекательных играх, но и в специальных упражнениях, выполняемых в парах
- повышение активности участников занятий, проявляющееся в создании новых, а также модификации имеющихся
Тренеры, заинтересованные в получении более достоверной обратной
связи, могут предложить участникам занятий оставить свои пожелания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Росс Кэмпбелл "Как по-настоящему любить своего ребенка" Спб. : "Март", 1997 г.
2. Лисина М.И. "Проблемы онтогенеза общения". 'М., 1986
3. Дружинин В.А. "Психология семьи" М., "КСП", 1996 с.135