Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Творческие основы музыкально-ритмического
танцевального творчества в условиях ДОУ

Петерс Светлана Александровна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт-Петербурга

            Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая педагогов.

            Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого

развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

            Обучение детей музыкально-ритмическим   движениям и развитие у них на этой

основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей

методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как

художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает

окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал,

осмысливал в движениях свои представлениях о природе, жизни, взаимоотношениях

между людьми.

            Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов,

но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке

человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим.

Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое

значение.

            Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного

приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду.

здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и

танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них

творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях

становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно

плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и

игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию

у детей творчества и воображения.

            На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать

музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования»,

абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкально - художественный

образ.

            Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью

выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в

полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого

характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного

тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться

эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые

особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для

развития у дошкольников творческих способностей.

            Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях

предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду»  (по разделу

«Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей

к творчеству призвано выступать обучение.

            Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной

методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных

навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными

к выполнению творческих заданий: либо оказываются от таких заданий, либо пытаются

выполнить их, не показывают  творчества. В таких случаях детские двигательные

импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются,

стереотипны и неоригинальны.

            Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в

процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения

которых им не разъясняют.  В результате дети оказываются лишенными той

содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности

исполнения творческих композиций.

            Кроме того, несмотря на относительные соблюдение дидактического принципа

«от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Исходя

из сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце

является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности,

овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение

предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью

выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.

            Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка

движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому

языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными 

движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими

приемами композиции танца.

            Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в

в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином

процессе обучающих  и творческих моментов. При этом творчество должно

рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного

«метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать

образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти

образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям им произвольное

изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал,

становятся дополнительным путем его изучения.

            Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними

необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое

количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к

танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на

самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

            Детским исполнительским творчеством в ритмике называется  выразительность,

индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образцов.

            Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание

новых (т.е. неизвестных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных

образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или

менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть:

удачный подбор движений, способствующий1 воплощению музыкально-пластического,

танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений;

оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики;

самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой

(сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом

сюжета и соотнесенные с действиями партнера.

            Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного

творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная

форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей

(исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его

особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью

персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.

            Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация,

побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.

            Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в

танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.

Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к

творческому использованию выразительных движений. Исходя из вышеперечисленного,

автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному

творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их

творческим способностям.

            В процессе работы для повышения интереса  к музыкально-ритмическому

творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и

достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо

изменять формы, метолы, способы и приемы.

            Именно поэтому для решения поставленной цели автором выбрана тема

«Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество – как средство развития

творческих способностей детей».

Список используемой литературы:

1.      Асафьев Б.В. «О музыкально-творческих навыках у детей». Избранные статьи о музыкальном просвещении и         Образовании. –Л. –М.,1986 г.

2.      Горшкова Е.В. «О музыкально-двигательном творчестве в танце». Дошкольное воспитание, 1991 - № 12.

3.      Захаров Р.В. «Сочинение танца»,  - М.,1988 г.

4.      Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в

детском саду». – М., 1983 г.

5.      «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.,1987 г.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»