Статья
Творческие основы музыкально-ритмического
танцевального творчества в условиях ДОУ
Петерс Светлана Александровна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт-Петербурга
Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших проблем, привлекающая педагогов.
Изучение этой проблемы, насущно в связи с тем, что главное условие творческого
развития общества – человек, способный к творческому созиданию.
Обучение детей музыкально-ритмическим движениям и развитие у них на этой
основе творческих способностей требуют от педагога не только знания соответствующей
методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как
художественной деятельности, виде искусства. Как всякий вид искусства, танец отражает
окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал,
осмысливал в движениях свои представлениях о природе, жизни, взаимоотношениях
между людьми.
Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов,
но и языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке
человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим.
Каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, т.е. имеет некоторое
значение.
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного
приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду.
здесь предусматривается достаточно широкое использование музыкально-ритмических и
танцевальных движений в эстетическом воспитании детей и формировании у них
творчества. И действительно, в музыкально-ритмических и танцевальных движениях
становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно
плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и
игры (драматизации) – трех характеристик, каждая из которых способствует развитию
у детей творчества и воображения.
На развитие творческого воображения особое воздействие может оказывать
музыка. Это связано с ее природой: высокой эмоциональностью «повествования»,
абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкально - художественный
образ.
Специфика танца в том, что художественные образы воплощаются с помощью
выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в
полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого
характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного
тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться
эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые
особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для
развития у дошкольников творческих способностей.
Формирование у дошкольников творчества в музыкально-ритмических движениях
предусмотрено «Программой музыкального воспитания в детском саду» (по разделу
«Музыкально-ритмические движения»). При этом в качестве средства подготовки детей
к творчеству призвано выступать обучение.
Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной
методике, несмотря на средний уровень развития у них музыкальности и двигательных
навыков, тем не менее, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными
к выполнению творческих заданий: либо оказываются от таких заданий, либо пытаются
выполнить их, не показывают творчества. В таких случаях детские двигательные
импровизации бедны и однообразны, движения, которые в них используются,
стереотипны и неоригинальны.
Вероятно, причина подобных явлений заключается, прежде всего, в том, что в
процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения
которых им не разъясняют. В результате дети оказываются лишенными той
содержательной «опоры», которая способствует осмыслению и яркой выразительности
исполнения творческих композиций.
Кроме того, несмотря на относительные соблюдение дидактического принципа
«от простого к сложному», обучению не достает продуманной систематичности. Исходя
из сказанного – одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце
является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности,
овладение языком пантомимических и танцевальных движений. Такое овладение
предполагает, прежде всего, понимание значений этих движений, умение с их помощью
выражать отношение, настроение свое собственное или изображаемого персонажа.
Однако самостоятельно дошкольники не могут подойти к осознанию языка
движений и освоить его. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому
языку, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными
движениями, но и с принципами их изменения, варьирования, а также простейшими
приемами композиции танца.
Другим немаловажным условием формирования и развития у детей творчества в
в музыкально-ритмических движениях является оптимальное сочетание в едином
процессе обучающих и творческих моментов. При этом творчество должно
рассматриваться в качестве не столько итога обучения, сколько его своеобразного
«метода». Относительная кратковременность периодов обучения не позволяет заучивать
образцы движений до «жестких» стереотипов. При переходе к творческим заданиям эти
образцы остаются еще достаточно пластичными, что облегчает детям им произвольное
изменение. В то же время самостоятельные пробы, варьирующие учебный материал,
становятся дополнительным путем его изучения.
Б.В. Асафьев, говоря о музыкальном творчестве детей, считал, что с ними
необходимо начинать импровизировать, как только у них накопится некоторое
количество слуховых впечатлений. Аналогичный подход может быть применим и к
танцевальному творчеству дошкольников, к которому их необходимо побуждать уже на
самых ранних этапах обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Детским исполнительским творчеством в ритмике называется выразительность,
индивидуальная манера исполнения музыкально-пластических, танцевальных образцов.
Детским «композиционным» творчеством в танце может называться создание
новых (т.е. неизвестных детям по обучению) музыкально-пластических, танцевальных
образов, которые воплощаются посредством языка движений и оформляются в более или
менее целостной танцевальной композиции. Показателями творчества здесь могут быть:
удачный подбор движений, способствующий1 воплощению музыкально-пластического,
танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений;
оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики;
самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по игровой
(сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом
сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Для формирования и развития у дошкольников музыкально-двигательного
творчества чрезвычайно благоприятен сюжетный танец. Это очень яркая и выразительная
форма детской художественной деятельности, которая вызывает живой интерес у детей
(исполнителей и зрителей). Привлекательность сюжетного танца обусловлена его
особенностями: образным перевоплощением исполнителей, разнохарактерностью
персонажей и их общением между собой в соответствии с сюжетным развитием.
Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация,
побуждающая детей к творчеству, и, следовательно, способствующая его развитию.
Обучение языку движений с целью формирования у дошкольников творчества в
танце может быть эффективным только на основе полноценного музыкального материала.
Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к
творческому использованию выразительных движений. Исходя из вышеперечисленного,
автор пришел к выводу, что обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному
творчеству в условиях ДОУ необходимо проводить с учетом разделения детей по их
творческим способностям.
В процессе работы для повышения интереса к музыкально-ритмическому
творчеству, которое содействует успешному развитию творческих способностей и
достижению результатов в ходе музыкально-ритмической деятельности необходимо
изменять формы, метолы, способы и приемы.
Именно поэтому для решения поставленной цели автором выбрана тема
«Музыкально-ритмическое и танцевальное творчество – как средство развития
творческих способностей детей».
Список используемой литературы:
1. Асафьев Б.В. «О музыкально-творческих навыках у детей». Избранные статьи о музыкальном просвещении и Образовании. –Л. –М.,1986 г.
2. Горшкова Е.В. «О музыкально-двигательном творчестве в танце». Дошкольное воспитание, 1991 - № 12.
3. Захаров Р.В. «Сочинение танца», - М.,1988 г.
4. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в
детском саду». – М., 1983 г.
5. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.,1987 г.