Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Песок – наш помощник!

Кузьмина Екатерина Юрьевна,
воспитатель ГБОУ СОШ №655 отделение ДОД

Песок – вещь обыденная и не привлекающая внимания. Что мы о нём знаем? Что он мелкий и им хорошо посыпать дорожки в гололёд? На самом же деле песок  может помогать людям на протяжении всей жизни.

Действительно, попадая на пляж , ребёнок начинает строить из песка причудливые замки, объединяя их в настоящие укреплённые города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребёнок не расстраивается. Наоборот, он с ещё большим энтузиазмом принимается за новое строительство.

Этот феномен известен всем. Но что же за этим стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка? Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Здесь человек выступает как создатель, не привязанный к результатам своего труда.

Ребёнок создаёт из песка замок, некоторое время любуется на него, а потом волна или он сам разрушают творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно.

Казалось бы , всё так просто. Но именно это простое, естественное для человека действие хранит уникальную Тайну бытия: всё проходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, - просто старое уступает место новому… Многократно переживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.

В России песочная терапия появилась сравнительно недавно. Применение песочной терапии в нашей стране имеет некоторые особенности. Отсутствие или труднодоступность литературы по песочной терапии, а также редкие приезды зарубежных песочных терапевтов пробудили собственные креативные силы русских психологов  и педагогов. «Донаучный период» песочной терапии  в России проявился в использовании песочницы как дополнительного инструмента, как СРЕДЫ для коррекционно-развивающих занятий.

Накопленный эмпирическим путём материал сегодня начинает подвергаться научному осмыслению. Причём характерной чертой этого процесса является отнюдь не осмысление опыта в рамках некоторой психологической парадигмы.  На первый план выступает анализ особенностей и закономерностей использования песочной терапии с различными категориями адресатов психологической, психотерапевтической и педагогической работы. Например, осмысляя опыт работы, специалисты отвечают на вопросы: как использовать песочницу с одарёнными детьми, как с детьми-инвалидами, в рамках семейной терапии, с пожилыми людьми, с дивиантными подростками и т. д.

С точки зрения используемых техник работы на российской земле наблюдается выраженный эклектизм. Применяются юнгианские, психоаналитические, психодраматические, арттерапевтические, гештальтистские, психосинтетические и другие техники под общей идеей «главное, чтоб человеку помогло». Здесь явно проявляется интуитивное начало специалиста. Такой подход несколько удивителен для западного мира, но на российской земле оказывается весьма эффективным.

Как было сказано выше, песочная терапия широко используется не только психологами, но и педагогами, дефектологами, социальными работниками и просто родителями. Модификация «sandplay» - это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи.

В условиях детского сада психологу не обязательно брать решение многих психолого-педагогических задач на себя. Очень эффективной может быть стратегия передачи технологии педагогу. Это относится и к песочнице. Коррекционные и развивающие упражнения с песком вполне могут проводить  обученные в этом направлении педагоги.

«Педагогическую песочницу» и психолого-педагогические игры-занятия с детьми младшего и старшего дошкольного возраста могут использовать в своей работе как психологи, так и воспитатели ДОУ. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребёнку форма деятельности. Что же происходит с ним, когда он играет в песок? Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. И тут ему на помощь приходят игры с песком.

Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное, ребёнок «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо! Этот опыт в виде “концентрата”попадает в бессознательное (пока глубинный смысл проигранного на песке ребёнком может и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему восприятия. И наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой “песочный”опыт! Таким образом осуществляется “круговорот переносов в природе”»(Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).

Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Наблюдения психологов показывают также, что именно первые игры детей в песочнице могут наглядно продемонстрировать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что их ребёнок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками: это может стать поводом для размышлений о собственной системе воспитания.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, мышление), а также речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок. И на склоне лет человек, занимаясь с землёй, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и с самим собой.

Но вернёмся к пляжу, где песок и вода одинаково притягательны. Голубое небо, пронизанное солнечными лучами,  обещает новый день и возможность создания новых форм из песка. Эти формы вечны, но в то же время они отражают быстротечность и изменчивость жизненных проявлений. Солнце, ветер и вода примут их как своеобразный дар, а, разрушив, создадут условия для проявления творческого начала тем, кто придёт сюда следом за нами…

                              Список литературы :

1.                Сакович Н. А.Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

2.                Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 340 с.: ил.

3.                Штейнхардт Л.Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.: ил. – (Серия «Практикум по психотерапии»).

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»