Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сенсорное развитие ребёнка через движение, исследование и игру

Ланеева Ксения Александровна

Сенсорное развитие, по мнению Л.А. Венгер, это «развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.»[1]. Именно с восприятия предметов окружающего мира начинается и его познание. Остальные формы восприятия, такие как мышление, воображение и память, являются результатом работы восприятия. Именно поэтому сенсорное развитие является базисом полноценного психического развития ребёнка раннего возраста (первые 3 года жизни) в силу того, что этот возраст является наиболее сензитивным.

Немаловажное значение для сенсорного развития имеет формирование представлений о «сенсорных эталонах» - образцах внешних свойств предметов. Так, в качестве эталонов цвета будут выступать 7 цветов спектра, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, и т.д.

Как всякое развитие, сенсорное воспитание должно осуществляться с учётом возрастных особенностей и возможностей детей.

Для ребёнка первого года жизни «сенсорное воспитание является основным видом воспитания вообще»[2]. Основная задача сенсорного воспитания ребёнка первого года жизни состоит в предоставлении ему большого разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов, а также в умении приспосабливать хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве.

Для этого возраста применимы игры, направленные на развитие умения прислушиваться к голосу взрослого, следить за звучащей игрушкой, отыскивать их. «С целью развития зрительных дифференцировок нужно показывать звучащие игрушки разного цвета, формы и величины, вызывать слежение за ними, использовать для этого музыку»[2]. На первом году жизни применимы игры с использованием простых движений: «Дай», «Ладушки», «Постучи игрушкой (погреми погремушкой)», «Прокати шарик»

На втором-третьем году задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребёнок накапливает представления о форме, величине, положении, цвете и других свойствах предметов, соответственно, появляется необходимость во всё большем разнообразии впечатлений. В этом возрасте «доминирующем становится восприятие предметов, их приблизительное сравнение, а также манипулирование ими»[1].

На втором году жизни интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Осязательное восприятие развивается совместно со зрительным, а также двигательным восприятием. Основной задачей сенсорного воспитание здесь выступает формирование восприятия как первой ступени познания.

В этом возрасте возможно использование игр на определение признаков предметов: «Дай такой же по цвету, форме, величине», «Вкладыши», тактильные игры с матерчатыми книгами.

Для детей третьего года жизни важными задачами становятся не только восприятие, но, в основном, выполнение продуктивных действий с предметами, а также формирование сенсорных эталонов.

В связи быстрым физическим развитием ребёнка третьего года жизни немаловажными становятся игры с использованием пособий для двигательной деятельности: обручами, велосипедами, тележками, санками, лопатками и пр., необходимы подвижные игры, соответствующие возрасту, а также игры-развлечения (прятки, догонялки, игры с заводными игрушками). Также в этом возрасте большое значение имеют игры с природным материалом (песком, водой, снегом), которые усиливают слуховое и зрительное восприятие. Для сенсорного развития рекомендуются игры с нанизыванием (шары, кубы, полусферы), прокатыванием предмета («Катится – не катится»), группировке по цвету («дружные палочки, кубики и пр.»), форме и величине. Игрушки-вкладыши могут использоваться для составления башенок (разноцветных и одноцветных, различных по высоте и одинаковых). Немаловажными являются игры с народными игрушками, или сборно-разборными (матрёшки, бочонки). Такие игры способствуют развитию ориентации, закрепляют навык группировки предметов по какому-либо признаку.

Игры и задания по сенсорному воспитанию обязательно должны включаться не только в предметную, но и в элементарную продуктивную деятельность.

Список использованной литературы

1.    Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн.для воспитателя детсада / Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под. Ред. Л.А.Венгера, - М., Просвещение, 1989.

2.    Широкова Г.А.Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. Диагностика. Игры. Упражнения/Широкова Г.А. – Ростов н./Д.: Феникс, 2006. – 256с. – (Школа развития)

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»