Методическая разработка
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы детского сада
Весёлое путешествие в страну математики
Корнева Оксана Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №126
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель непосредственно-образовательной деятельности:
Познавательное развитие – формирование элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша.
Задачи непосредственно-образовательной деятельности:
1. Формировать интерес к математическим знаниям. Закреплять сенсорные понятия: цвет - красный, синий, жёлтый; форма - круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная; величина – большой, маленький. Учить создавать множества из элементов разного цвета, размера, формы. Помочь детям освоить операцию классификации по двум и по трём признакам – цвет, форма, величина. Дать понятие об отрицании на основе блоков Дьенеша (игра с одним и двумя обручами).
2. Развивать грамматический строй речи детей. Учить детей употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Развивать связную речь детей. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
3. Поощрять развитие у детей познавательной активности, развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.
Современные образовательные технологии:
Блоки Дьенеша
Здоровьеформирующие технологии –
· - Дыхательная гимнастика «Цветочки»
· - Релаксационное упражнение «Воздушные шарики»
· - Гимнастика для глаз «Тучки»
ТРИЗ – технология «На что это похоже?» (аналогии)
Предварительная работа:
Знакомство с блоками Дьенеша, символами цвета, формы и величины. Игры с блоками Дьенеша на классификацию по одному и по двум признакам.
Материалы и оборудование.
1. Набор блоков Дьенеша в пластиковой корзинке.
2. Комплект карточек с символами цвета, величины и формы.
3. 2 обруча (синий и красный).
4. Игрушки небольшого размера: мишка, зайчик, поросенок и котенок.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Дети сидят полукругом перед воспитателем. Рядом с воспитателем – стол, на котором расположен комплект блоков Дьенеша, символы формы, цвета и размера, игрушки.
Воспитатель: К нам в гости пришли мишка, зайчик, котенок и поросенок. Они принесли свои игрушки – фигуры.
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого! (выставляем символы цвета)
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные (выставляем символы формы)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, оказывается, наши фигуры еще и по величине разные. Есть маленькие, есть большие (выставляем символы величины).
- Давайте подарим Мишке все большие фигуры, а Зайчику все маленькие!
Дети поочередно берут по одной фигуре и выкладывают их около игрушек (классификация по одному признаку: по величине).
Воспитатель: Котенок и поросенок тоже хотят поиграть. Подарим котенку большие желтые фигуры, а поросенку - маленькие синие (классификация по двум признакам: по цвету и по величине).
Дети раскладывают фигуры в соответствии с символами рядом с котенком и поросенком. После выполнения задания фигуры складываются в корзинку.
Воспитатель: Наши игрушечные гости благодарят вас за весёлую игру и приглашают в весёлое путешествие! Больше всего наши игрушки любят строить паровозики. И на этих паровозиках мы сегодня и отправимся в путешествие.
Давайте поможем игрушкам построить паровозики! Сегодня рядом могут лежать вагончики только разной величины и разной формы.
Игрушки «начинают сами строить» паровозик, делают ошибки, дети поправляют, объясняя эти ошибки. Затем дети поочередно берут по одной фигуре и строят паровозик (классификация по двум признакам: по форме и по величине).
Воспитатель:Какой замечательный паровозик у нас получился! Поехали на нем кататься!
Дыхательная гимнастика «Цветочки:
«Едем» (сидим на стульчиках), «в окошки смотрим".
Воспитатель:Посмотрите, какие замечательные цветы в окошки видны! Как они чудесно пахнут!(проводится дыхательное упражнение: дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!») Повтор 2 – 3 раза.
Гимнастика для глаз «Тучки»
Воспитатель:Ой, погода портится, тучки появились!
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки. (смотреть глазами вправо — влево)
Легких — две штучки, тяжелых — три штучки. (смотреть глазами вверх — вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало. (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (поморгать глазками).
Воспитатель:Приехали мы на солнечную полянку! Игрушки приглашают нас опять с фигурами играть. Зайчик просит найти его самую любимую фигуру – желтую, прямоугольную, большую! (классификация по трём признакам).
Около Зайчика выставляются 3 символа. Дети выбирают нужную фигуру. Аналогичным образом выбираются фигуры для остальных игрушек (классификация по трем признакам: по цвету, форме и величине).
Игрушки рассказывают, что они принесли для игры обручи. Сначала они предлагают поиграть с одним обручем.
Воспитатель:Положим в обруч любой символ, например – «Большой». Какие фигуры мы положим в обруч? (Только все большие!)
Воспитатель:Какие фигуры мы положим вне обруча? (Только все не большие!)
Дети раскладывают фигуры в обруч и вне обруча согласно символу в обруче. Игра повторяется 3 раза, поочередно с символами цвета, величины и формы. Символы возможно поместить не только в обруч, но и вне обруча.
Зайчик показывает второй обруч и спрашивает: «На что похожи обручи?» (Игра на основе ТРИЗ – технологии «На что это похоже?», аналогии).
Ответы детей - на мяч, на колесо, на тарелку, на воздушный шарик и т.д.
Воспитатель:Давайте все превратимся в воздушные шарики!
Релаксационное упражнение «Воздушные шарики»:
- Шарики сдулись(расслабленный наклон).
- Мы их медленно надуваем (дети распрямляются, поднимают руки вверх).
- Шарики надуваются, вот они стали большие-пребольшие, полетели высоко-высоко! (дети медленно раскачивают поднятыми руками).
- А теперь шарики сдулись через маленькую дырочку(медленный, долгий выдох через рот).
- Давайте их снова надуем! Повтор 2-3 раза.
Медвежонок предлагает поиграть с двумя обручами (положить их таким образом, чтобы один обруч частично перекрывал другой). В обручи помещаем символы. Например: в синий обруч «Большой», а в красный – «Круг».
Воспитатель: Какие фигуры внутри синего обруча, но вне красного? (Все большие, но не круги!)
Воспитатель: Какие фигуры внутри красного обруча, но вне синего? (Все круги, но не большие!)
Воспитатель: Какие фигуры внутри синего и красного обруча одновременно? (Все большие круги!)
Воспитатель: Какие фигуры вне обручей? (Все не большие и не круги!)
Заменяем символы и повторяем игру 2 – 3 раза.
Игрушки хвалят детей и предлагают поиграть в веселую игру (физминутка):
Как у наших у ребят ножки весело стучат! (топать ногами)
А устанут ножки, хлопаем в ладошки! (хлопать в ладошки!)
А потом вприсядку пляшут наши детки,
Вниз - вверх, раз – два, вот как пляшет детвора! (приседать!)
А как пустятся бежать, никому их не догнать! (бегать врассыпную!)
Мы – народ удаленький, хоть и очень маленький! (сесть на стульчики!)
Воспитатель: Очень быстро мы бежали, обратно в детский сад вернулись! Вот и закончилось наше путешествие на солнечную полянку. Игрушки прощаются с нами, поможем им сложить в корзинку фигуры (складываем по одной, называя хором каждую фигуру по трем признакам – большая круглая красная, маленькая квадратная желтая и т.д.).
Заключительный диалог воспитателя и детей:
- Какого цвета фигуры?
- Красного, синего и желтого!
- Какой формы фигуры?
- Круглые, квадратные, треугольные и прямоугольные!
- Какой величины фигуры?
- Большие и маленькие!
Литература
1.Коробова Т.В. " Система начальных игровых занятий с Блоками Дьенеша для детей младшего дошкольного возраста"http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/45-preschool/787-2013-06-18-20-05-44 )
2. Коробова Т.В. "Физминутки нам нужны, для детей они важны!"http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html )
3. Коробова Т.В. "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html )