Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль музыки и физкультурно-оздоровительной работы в жизни дошкольника

Голикова Жанна Ивановна
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье -
это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Здоровье является одним из основных условий полноценного физического и психического развития ребёнка. Оно зависит от:  наследственности (здоровье родителей);  среды (состояние природного окружения, экологии);  воспитания в семье (условия жизни, психологический климат, доходы родителей, питание, отношение к здоровому образу жизни и т.п.). Традиционно для оздоровления детей в дошкольных учреждениях используется система физкультурно-оздоровительных мероприятий. Особенно необходим индивидуальный подход при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном возрасте, когда закладываются основы здоровья. Система физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения представляет собой специально организованный целостный двигательный режим в совокупности с природно-экологическими, психогигиеническими факторами, направленными на укрепление здоровья детей, их полноценное физическое развитие. Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие ГРУППЫ мероприятий:  эколого-гигиенические — влажная уборка помещений; сквозное проветривание и ионизация воздуха; обеспечение норм освещения и вентиляции, а также необходимого температурного режима; подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества; использование игрушек из экологически безопасного материала; применение взрослыми косметики, не вызывающей аллергии у детей; экологически чистое окружение для игр и отдыха;  физкультурно-оздоровительные — утренняя гимнастика; физкультурные занятия; подвижные игры и упражнения на прогулке; лечебная физкультура (ЛФК) для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья; физкультминутки на занятиях; закаливание (воздушные и солнечные ванны, водные процедуры); физкультурный досуг; дни здоровья; физкультурные праздники; пешие прогулки; уроки здоровья, направленные на формирование здорового образа жизни; массаж и самомассаж; использование фитотерапии; применение ингаляций по показаниям;  психогигиенические — психогимнастика; объявление минут тишины; использование релаксационной музыки во время засыпания; проведение тренинга на релаксацию в игровой форме. На современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и в физкультурно - оздоровительной работе дошкольного учреждения. Для определения сущности понятия "индивидуально-дифференцированный подход" необходимо рассмотреть отличительные особенности индивидуального, личностного и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход предполагает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Суть этого подхода составляет гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку. Его следует отличать от личностного подхода, который предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и воспитания. Реализуя этот подход, педагог оказывает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, выявлении и раскрытии его возможностей, становлении самосознания, самореализации и самоутверждения. В существующих условиях (большое число детей в группах) реализация индивидуального подхода сильно затруднена. Осуществлять педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей возможно, только группируя детей по каким-либо из этих особенностей. Такой подход часто называют индивидуально-дифференцированным, хотя по своей сущности он соответствует просто дифференцированному. Дифференцированный подход - это целенаправленное педагогическое воздействие на группы дошкольников, которые существуют в сообществах детей, как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным качествам детей. Такой подход позволяет разрабатывать методы воспитания не для каждого ребенка в отдельности, а для определенных категорий. Для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в оздоровительной работе с детьми крайне важна информация о состоянии здоровья. О состоянии здоровья детей судят на основе данных медицинских осмотров и анализа медицинских карт. К первой группе здоровья относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие психофизических особенностей развития и функциональных отклонений. Ко второй группе относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные отклонения. Сюда попадают дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии, со значительным дефицитом массы тела, а также часто болеющие. В третью и четвёртую группу здоровья определяют детей в зависимости от степени выраженности патологического процесса с учётом функциональных возможностей организма. Большое значение на практике имеет формирование второй группы здоровья. Дети, отнесённые к этой группе, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как их функциональные возможности снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и оздоровительных мероприятий такие функциональные отклонения могут перейти в хроническую форму. Целью физического воспитания является формирование у детей основ здорового образа жизни. Организованные физкультурные занятия (как в детских садах, так и семье), свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ; повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении должна быть нацелена на поиск резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания детей дошкольного возрасте осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания. Эти задачи могут конкретизироваться в зависимости от контингента занимающихся: их возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности и др. Наличие у ребенка-дошкольника бурно развивающегося опорно-двигательного аппарата определяет биологическую потребность в движении. Информация от работающих мышц активизирует деятельность мозговых структур, управляющих движениями, что приводит к их развитию и улучшению регуляции нервных процессов в целом. По данным М.А. Руновой двигательная активность (ДА) детей дошкольного возраста имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что в основном определяется особенностями нервной системы. На основе комплексной оценки основных показателей ДА детей (объема, продолжительности, интенсивности) можно поделить детей на три основные группы: уравновешенные, гиперактивные и малоподвижные. Однако на практике в условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно, поэтому М.А. Рунова рекомендует распределять детей на 2 подгруппы с учетом трех критериев: уровень ДА, состояние здоровья детей, уровень физической подготовленности: • в первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие средний и высокий уровень ДА, средний и высокий уровень физической подготовленности; : • во вторую подгруппу входят дети II и III групп здоровья, имеющие низкий уровень двигательной активности и показатели физической подготовленности ниже нормы. Это дает педагогу возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы. С целью полноценного физического развития дошкольное учреждение обеспечивает проведение физкультурно – оздоровительной работы, организацию двигательной активности в повседневной жизни и проведение занятий физической культуры. К физкультурно-оздоровительной работе можно отнести такие формы: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки, паузы, закаливающие процедуры. Физкультурно-оздоровительная работа Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке, расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальне, групповых комнатах или в зале. Комплекс такой гимнастики включает общеразвивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9 минут в зависимости от возраста детей. Физкультурные паузы (динамические перемены) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут. Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты. Закаливающие процедуры - система мероприятий, направленных на повышение опорности организма детей, развитие у них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий окружающей среды. Индивидуальный подход в закаливании дошкольников Часто трудности у педагогических работников вызывает организация индивидуального подхода при закаливании дошкольников. Впервые на необходимость индивидуального подхода в процессе закаливания указал Г.Н. Сперанский в книге «Закаливание детского организма». Им были предложены принципы закаливания детей, среди которых принцип учета индивидуальных особенностей ребенка: - необходима предварительная подготовка организма для закаливания; - нужна большая осторожность в первых шагах закаливания, т.е. при применении закаливания к ребенку впервые; - требуется контроль за индивидуальными реакциями ребенка. Исследования последующих авторов показали, что индивидуальный подход при закаливании предполагает учет состояния здоровья ребенка, типологических особенностей нервной системы, типа терморегуляции I Немаловажную роль в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками играет и дыхательная гимнастика. От полноценной функции дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая й умственная деятельность. При использовании дыхательной гимнастики в работе с детьми необходимо учитывать эффективность каждого упражнения в процессе закаливания и оздоровления детей; доступную степень сложности для детей дошкольного возраста; влияние упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов мозга. Для систематического использования дыхательных упражнений необходимо включать их в комплексы оздоровительной гимнастики, физкультурных занятий, других видов организованной деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход в физкультурно-оздоровительной работе (закаливании, организации щадящего режима и т.д.) с детьми позволяет эффективно решать не только коррекционные задачи, но и профилактические. Растущий организм ребёнка живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней среде. При правильно организованной, целенаправленной физкультурно-оздоровительной работе, рациональном питании и использовании положительного влияния природных факторов можно добиться высочайшего развития всех функций и систем детского организма. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная, атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. Положительные результаты (могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи). Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика дошкольных учреждений показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культурой. Имеется немало положительных примеров творческого подхода педагогических коллективов к их организации и проведению. Повышение физкультурно – оздоровительной работы зависит от многих факторов, влияющих на детей: 1. положительный результат показали дети, занимающиеся в спортивных секциях, клубах и т.д. 2. Совместная работа воспитателей и родителей по созданию материальной базы для массового привлечения детей к занятиям физическими упражнениями. 3. Положительные примеры сверстников. 4. Создание благоприятных условий для занятий двигательной активностью детей. 5. Роль педагогического коллектива детского сада в решении задач развития физкультурно-оздоровительной работы. 6. Агитация и пропаганда физической культуры в учреждении. 7. Физкультурные праздники и массовые спортивные выступления. 8. Организация и проведение дней здоровья в детском саду. Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи, с чем увеличивается двигательная активность. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности. Она также облегчает усвоение различных построений и перестроений. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенные в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах. Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение:  Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.  Расслабляться лучше с закрытыми глазами.  В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.  Во время выполнения. Учить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.  Не спешить заканчивать релаксацию. Дети могут полежать, если им хочется. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть. Было замечено, что музыка действует избирательно - в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете влияет на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта. Восприятие музыки очень индивидуально. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу же мажорную музыку. Вначале послушайте что-нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а уж затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно вы как бы войдёте в этот музыкальный поток, и он будет уносить все ваши печали. Целительные свойства музыки реализуются, влияя на слух, а через него на психику человека. Музыкально-ритмическая деятельность Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности: 1. упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика. 2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданием и музыкально – дидактическая игра. 3. Упражнения с предметами, подвижные игры, танцы. Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество. Большую роль в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»