Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Этапы карьерного роста педагогов ДОУ

Беспалова Ольга Евгеньевна
Изменения, которые происходят в последнее время в сфере дошкольного образования, характеризуются резким возрастанием интереса к проблемам кадрового резерва ДОУ. Мы видим все больше работ, посвященных сопровождению молодых  педагогов в начале их профессиональной деятельности, работ, направленных на помощь специалистам ДОУ в развитии их педагогического мастерства и сопровождении их карьерного роста.  Инновационные стратегии развития образовательных учреждений требуют от педагогических сотрудников не только высокого профессионализма, но и эффективного имиджа, благоприятной репутации, и повышения ответственности за результаты своей работы. Это обуславливает актуальность рецензируемой выпускной квалификационной работы.
В сложившихся условиях необходимость карьерного роста педагогического работника становится очевидным условием успешной работы не только конкретного сотрудника, но и образовательной организации в целом.
Однако, вместе с практической необходимостью управления профессиональным и карьерным ростом педагогов, существует противоречие:
- между усложнением профессиональной деятельности педагога ДОУ, появлением новых функций в должностных обязанностях и снижением мотивации к профессиональному росту педагога дошкольного образования.
- между индивидуальным творческим потенциалом педагога ДОУ и отсутствием научного обоснования применения развивающих технологий сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ.
Рассмотрим теоретические аспекты развивающих технологий сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ. Теория технологии сопровождения раскрыта в работах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, М.Г. Коджаспировой, Ю.В. Слюсарева, М.И. Рожковой. В широком смысле технологии развивающего сопровождения направлены на помощь педагогу в преодолении трудностей, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, и являются непрерывным процессом формирования и создания условий, необходимых для успешного карьерного роста педагога ДОУ.
Технологии сопровождения карьерного роста педагога ДОУ призваны обеспечить:
- создание эмоционально благоприятных условий для профессиональной деятельности педагога;
- оказание педагогу ДОУ всесторонней (педагогической, психологической, методической и др.) поддержки в решении проблем и затруднений, возникающих в процессе его деятельности, а также привлечение различных специалистов к оказанию поддержки педагогу;
- привлечение всех педагогических сотрудников ДОУ к решению задач развития детского сада, реализации инновационных программ и проектов на основе идеи сотрудничества и сотворчества;
- обеспечение объективной оценки профессиональной деятельности педагога ДОУ;
- создание условий для профессионального развития педагога ДОУ, раскрытия его творческого потенциала, стремления к саморазвитию.
Таким образом, под развивающими технологиями в данном исследовании мы будем понимать свод технологий, форм, функций, приемов и действий, использование которых приведет к успешной профессиональной карьере, развитию карьерного потенциала  сотрудников. Развивающие технологии, основываясь на постоянную обратную связь, предполагают точность и гарантированность получения положительного результата.
Рассмотрим особенности карьерного роста педагогического персонала ДОУ. вопросы карьерного роста педагога были рассмотрены в трудах О.М. Симановской, М.В. Александровой,  С.В. Кутняк и др. - общими положениями для всех определений педагогической карьеры является:
  • Склонность педагога к самореализации в профессиональной деятельности.
  • Исключительная возможность, предоставляемая дошкольными образовательными организациями для построения сотрудниками преимущественно горизонтального карьерного роста.
В дошкольном образовательном учреждении, как показывает опыт, горизонтальная профессиональная карьера педагога координируетсячаще всего старшим воспитателем ДОУ, в деятельность которого входит:
- создания модели стратегического управления карьерным ростом в дошкольной образовательной организации.
- оптимальное сочетание системы непрерывного образования педагогов, сочетающее в себе возможности посещения педагогами курсом повышения квалификации и деятельности по их самообразованию.
- сочетание процессов горизонтального карьерного роста и вертикального карьерного роста за счет совершенствования навыков самоанализа, повышения мотивации педагога на профессиональное саморазвитие.
- разработка методических рекомендаций по проблеме управления профессиональной педагогической карьерой.
Основу разработанной системы развивающего сопровождения процесса становления карьерного роста педагогического персонала ДОУ составили:
- организационно-деятельностный и акмеологический подходы к определению целей и технологии сопровождения.
- продвижение «развивающей» и «поддерживающей» функций сопровождения карьерного роста педагогов.
- использование комплекса форм сопровождения, обеспечивающего социальный, квалификационный и статусный карьерный рост педагогов.
- опора на принципы: стратегичности, системности, комплексности и сбалансированного синергетического сотрудничества.
Были выделены этапы сопровождения:
Диагностико-аналитический этап
Проектировочный этап
Этап реализации
Контрольно-оценочный этап
Рассмотрим каждый из этапов сопровождения карьерного роста педагогов более подробно.
I этап «Аналитико-диагностический» - выполняет информационно-аналитическую и мотивационно-целевую функцию сопровождения. На данном этапе предполагается выявление уровня профессионализма каждого педагогического сотрудника, диагностика карьерных достижений и карьерных возможностей педагогов, а также выявление потребности педагога в повышении своей профессиональной компетенции и мастерства,  стремление к самовершенствованию как движущей силе карьерного роста.
II этап сопровождения карьерного роста педагога ДОУ - проектировочный этап – его главная задача: совместное проектирование модели карьерного роста личности.
Технология планирования карьеры представлена в виде последовательно реализуемых действиях:
1. на основании возможностей педагога, выявленных на первом этапе, конкретизируются требования к образовательному уровню, квалификации, стажу и опыту работы, личным и деловым качествам, необходимым специалисту для того, чтобы подняться на следующий этап карьерной лестницы.
2.  разрабатываются мероприятия по подготовке педагога к новому этапу карьерного роста и определяются сроки их выполнения.
3. определяются оценочные критерии, которые показывают педагогу уровень достижения поставленных целей.
В результате планирования карьерного роста лежит разработка карьерограмм.
Важную роль в становлении профессионального мастерства молодого специалиста играет взаимодействие различных специалистов внутри самих дошкольных учреждений (учителей-логопедов, педагогов-психологов, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей, педагогов дополнительного образования, старшего воспитателя и медицинского персонала).
Особую роль в процессе взаимодействия специалистов следует уделить наставничеству, как одной из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой специалист практически осваивает профессиональные приемы  под непосредственным руководством педагога-мастера.
Важную роль в проведении карьероформирующей методической работы играет взаимодействие ГБДОУ с другими организациями.
III этап реализации маршрута образовательной деятельности педагога. На данном этапе происходит реализация плана-проекта карьерного роста педагога-дошкольника. После изучения нового методического содержания педагог имеет возможность применить свои знания на практике, профессионально овладеть современными педагогическими технологиями, разработать собственную авторскую программу. Старший воспитатель на данном этапе оказывает систематическую помощь воспитателю через использование наиболее адекватных приемов и методов, осуществляет карьерное консультирование. Педагог имеет возможность удовлетворения своей потребности в самореализации.
Особое место в интерактивной форме сопровождения карьерного роста педагогов ДОУ занимает конкурсное и выставочное движение. Конкурсы (выставки) позволяют педагогу представить общественному мнению свои творческие достижения, повышать свою социальную культуру, демонстрировать профессиональные достижения. В конкурсах педагог приобретает опыт, который влияет на его становление, как специалиста, по результатам оценки конкурсам компетентным жюри педагог может корректировать траекторию своего профессионального развития и социальной активности.
Для педагогов существуют два типа конкурсов: в первом – они представляют свое педагогическое мастерство, свои достижения, это конкурс, например, «Воспитатель года», второй тип конкурсов – конкурсы, в которых воспитатель представляет достижения своих воспитанников, которых они смогли достичь под его руководством.
IV этап контрольно-оценочный – совместное обсуждение достижений карьерного роста педагога. На данном этапе происходит анализ и оценка (самооценка) проделанной работы: оценка карьерного успеха и рефлексия карьерного маршрута, а затем с учетом этой информации, при необходимости, происходит осуществление коррекции. 
Основными критериями анализа и оценки эффективности профессионального карьерного роста педагогов выступали:
- уровень профессиональной компетенции педагогов ДОУ, он оценивался нами с помощью диагностических карт выявления уровня компетенции педагогов (К.Ю. Белая). Вывод: выявлена положительная динамика уровня профессиональной компетенции педагогов-дошкольников.
- анализ итогов аттестации педагогов. Анализ полученных данных свидетельствует о положительной динамике роста квалификации педагогов, следовательно можно сделать вывод о росте их карьерных возможностей.
- результативность участия в конкурсном движении. Из анализа полученных данных мы видим рост количества участников конкурсного движения ежегодно, что свидетельствует о правильной мотивации профессиональной активности педагогов, но анализируя показатели количества победителей в зависимости от количества участников, мы видим недостаточное количество побед, что свидетельствует о том, что необходимо проводить дальнейшую работу по росту качества предоставляемых на конкурсы результатов детского творчества.
- публикация инновационного опыта. На основании полученных данных можно сделать вывод о недостаточном количестве накопленного педагогами инновационного педагогического опыта, и выделить задачу методической помощи педагогам в обобщении накопленного опыта работы.
- публичное представление собственного педагогического опыта Анализ данных показывает незначительный рост стремления педагогов к публичному представлению собственного педагогического опыта, и ставит задачу перед методической службой ДОУ: продолжать дальнейшую работу в области повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»