Развитие связной речи с использованием проектной деятельности на примере лексической темы «Защитники Отечества»
Борисова Мария Александровна
Развитие связной речи является наиболее значимой задачей для детей старшего дошкольного возраста. Метод проектов позволяет интегрировать различные образовательные области, способствует раскрытию способностей детей и взрослых, помогает реализовать личностно-ориентированный подход к образованию.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который также является одним из методов развивающего обучения.
У детей развивается познавательная, а значит и речевая активность.
В год семидесятилетия Победы в Великой Отечественной войне мной был разработан большой проект «Наша армия сильна». Проект охватывает разные стороны жизни детей в ДОУ и состоит из пяти мини - проектов, разработанных с учетом интересов и направлений работы, как самих педагогов, так и родителей и детей. Патриотическое воспитание дошкольников, воспитание уважения к защитникам Отечества делает этот проект наиболее актуальным.
Название проекта: Наша армия сильна.
Продолжительность: 6 месяцев (январь-май)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, исторический
Участники проекта: подготовительная группа
Возраст детей: 6-7 лет
Цель проекта: углубление знаний о Российской армии. Воспитание уважения к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
Задачи проекта:
Для детей:
- расширение представлений о Российской армии;
- расширение представлений о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность;
- обогащение представлений о том, как в годы войн, храбро сражались и защищали нашу страну от врагов наши предки;
-формирование у мальчиков стремления быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины;
-воспитание у девочек уважения к мальчикам, как будущим защитникам Родины;
- познакомиться с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые, десантные войска), боевой техникой;
-развитие познавательной активности, путём включения в проблемные ситуации;
- расширение представлений о том, как горожане и город хранят память о воинской доблести и славе;
- развитие умения отвечать на вопросы и задавать их, доказывать свою точку зрения
Для педагогов:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей по теме проекта;
-развитие интегративных качеств дошкольников;
- создание условий для проявления большей самостоятельности детей в различных видах деятельности;
- создание условий для проявления познавательной активности детей: умений находить, сравнивать, сопоставлять;
- формирование у детей активной жизненной позиции, желания участвовать в мероприятиях, связанных с военными памятными датами
Для родителей:
-включаться в совместную деятельность с детьми при организации проектной деятельности;
- оказать помощь своему ребенку при создании собственного мини-проекта и его презентации;
-привлечь внимание к осознанию ребёнком гендерной, семейной, гражданской принадлежности, воспитанию патриотических чувств;
-способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
Итоговое мероприятие: презентация собственных мини-проектов или обсуждение «Что нового я узнал?» (творческая работа и рассказ)
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
-формирование восприятия целостной картины мира;
-расширение кругозора и представлений об армии;
-в интегративных качествах: дети любознательные, активные, интересующиеся новым, неизвестным в истории России;
-воспитание чувства гордости за свою страну
Для педагогов:
-повышение уровня компетентности в освоении современными образовательными технологиями;
- распространение педагогического опыта;
-повышение качества работы по формированию связной речи дошкольников
Для родителей:
- установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- приобретение родительских знаний и практических при воспитании детей
Продукты проекта:
Для детей:
- произведения детского творчества (коллажи, модели, рисунки, аппликации, коллективные работы);
- участие в акции «Зажги свечу» 27 января, в возложении цветов на Пискаревском мемориальном кладбище 26 января, прогулках по городу, праздничных мероприятиях посвященных Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, Дню защитника Отечества, Дню Победы 9 мая;
-Участие в празднике к 23 февраля «Есть такая профессия – Родину защищать!»; к 9 мая «Главный праздник – День Победы»»
-собственные мини-проекты и рассказы
Для педагогов:
-разработка тематического проекта по теме «Военные профессии»;
-организация праздника «Есть такая профессия – Родину защищать», поездки на Пискаревское кладбище 26.01., прогулки в парк «Сосновка»;
-рекомендации по семейным прогулкам и экскурсиям по городу, в музеи;
- презентация проекта
Для родителей:
-участие в празднике «Есть такая профессия – Родину защищать»;
- участие в поездках и экскурсиях по теме проекта;
-помощь детям в разработке мини проектов.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
Целеполагание. Модель трёх вопросов. Что ты знаешь о военных профессиях и армии? Что хотел бы узнать? Где и как это узнать?
Практический этап.
Разработка проекта. Работа по изменению условий в предметно-развивающей среде группы.
Реализация проекта.
Содержание включает мини-проекты:
Проблемные задачи, на решение которых направлен проект:
Узнать, что такое день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Мини-проект «Ленинградский день Победы»
О каких ещё победах и воинской славе хранит память город Санкт-Петербург?
Мини-проект «Военная символика в облике нашего города»
Кто командует армией?
Мини-проект «Знаменитые военачальники разных эпох» (Александр Невский, Пётр Первый, Г.К. Жуков)
Узнать новое о Российской современной армии.
Мини-проект «Флаги и форма разных родов войск Российской армии»
Что нового я узнал во время проекта?
Мини-проект «Главный праздник - День Победы»
Создание мини-музея «Музей боевой славы»
Презентация самостоятельных мини-проектов
Мини-проект «Ленинградский день Победы»
Речевое развитие |
Рассматривание и описание фотографий и картин о блокаде Создание словаря (бомбёжка, оборона, Дорога жизни, эвакуация, мужество, кладбище, метроном…) Разучивание стихов о блокаде Беседы: О чём мечтали дети в блокаду? Метроном-бьющее сердце Ленинграда. Трудности блокадного города. |
Познавательное развитие |
Беседа: Жизнь детей в блокадном городе. Просмотр презентации «900 дней мужества» Почему Ленинград стал городом-героем? Медаль за оборону Ленинграда Поездка на Пискарёвское мемориальное кладбище Акция «Зажги свечу» Д/и «Геоконт» (метроном, исполним мечту ленинградских детей) |
Художественно- эстетическое развитие |
Аппликация «Свеча памяти» Коллективный коллаж «900 дней блокады» Рисование «Цветок жизни» Лепка «Разорванное кольцо» Стихи О. Бергольц, М. Киселёва, В.К. Дмитриев »Была война, была блокада» Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» Н.Ходза «Дорога жизни» И. Миксон «Жила была…» (О Тане Савичевой) М. Дудин, В. Соловьёв «Ради твоей жизни» Стихи О. Бергольц, М. Киселёва, В.К. Дмитриев »Была война, была блокада» Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» Н.Ходза «Дорога жизни» И. Миксон «Жила была…» (О Тане Савичевой) М. Дудин, В. Соловьёв «Ради твоей жизни» Д. Д. Шостакович «Седьмая Ленинградская симфония» (отрывки) Танец «Ленинградский вальс» Д. Тухманов, В. Харитонов «День Победы» |
Социально- коммуникативное развитие |
Участие в акции «Зажги свечу» Беседа о ныне живущих блокадниках Беседа: Труд ленинградцев в блокаду Беседа: Умей действовать при пожаре |
Физическое развитие |
П/и «Передай снаряды», «Перекрёстный огонь» Беседа «Цена Ленинградского хлеба» |
Мини-проект «Военная символика в облике нашего города»
Речевое развитие |
Составление описательных рассказов: Римский воин. Герб Санкт-Петербурга Солдат Петровской эпохи – гренадер. Здание Адмиралтейства Арка Главного штаба Рассматривание иллюстраций с видами Санкт-Петербурга Словарь (кивер, подбородочный ремень, султан, пушки, герб, барельеф, военное обмундирование, артиллерист, гренада, гренадер) |
Познавательное развитие |
ОД презентации «О ком рассказывает кивер Адмиралтейства» «Легенды арки Главного штаба» ( программа «Город-сказка, город-быль» Н.В. Солнцева, Е.В.Коренева-Леонтьева) Пиктографическое аудирование (герб, арка, башня) Конструирование «Триумфальная арка» Нахождение символов (ветвь крушины, дубовая ветвь, якорь и т.д.) |
Художественно- эстетическое развитие
|
Коллективная работа – изготовление кивера Аппликация «Герб Санкт-Петербурга» А. Ерофеев Триумфальные арки Детская энциклопедия «Я познаю мир. История» Н. А. Гурьева «Детям о Санкт-Петербурге» Санкт-Петербург. Иллюстрированный путеводитель для детей. В. Шаинский, М.Матусовский «Крейсер Аврора» Г. Каликин, М. Рейтман «Над Невой» Танец «Яблочко» |
Социально- коммуникативное развитие |
Беседа «Я – юный Петербуржец» С/р игра «Магазин сувениров» (сувениры-символы Города) Как доехать до Дворцовой площади? (обсуждение маршрута, правил поведения) Организация занятий по ручному труду Изготовление атрибутов для игры «Магазин сувениров» |
Физическое развитие |
Тематическое занятие «Прогулка по Санкт-Петербургу» Какие службы работают для поддержания здоровья и оказания помощи петербуржцам |
Мини-проект «Знаменитые военачальники разных эпох»
Речевое развитие |
Мини-сочинение: «Наша Родина героями богата» (совместная деятельность детей и родителей) Беседы на темы: «Почему армия всем родная?»
«Кто охраняет нашу страну?» Пословицы о полководцах и высказывания полководцев |
Познавательное развитие |
Рассматривание портретов великих полководцев: Александр Невский, Пётр 1, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, Г.К.Жуков. Иллюстрации с изображением достопримечательностей города, связанных с историческими событиями: Бородинской панорамы, памятника М.И. Кутузову, Триумфальной арки, общего вида Кутузовского проспекта. Кто такой полководец? Презентация: «Великие полководцы и их подвиги» Улицы и проспекты, названные в честь полководцев. |
Художественно- эстетическое развитие |
Чтение « Рассказы о полководцах» С. Алексеева, стихи о полководцах, А. Митяев «Дедушкин орден», «Почему армия всем родная», Мария Мартиросова « Легенды о русских героях», М.Ю. Лермонтов «Бородино» Лепка «Победный марш воинов», оригами «Самолёт» В. Агапкин «Прощание славянки» Г. Свиридов «Военный марш» Г. Мовсесян Р. Рождественский «Мы - армия народа» Танец «Марш-парад» |
Социально- коммуникативное развитие |
С/р игра «Наши защитники», игра «О ком рассказ?»(По фрагментам характеристик славных представителей русского воинства узнать их имена). Лото « Военная форма », игра «Найди пару» Знакомство с военными профессиями. Рассказ педагога об истории возникновения профессии моряка. Ручной труд: создание коллективной композиции «Наша армия на страже Родины» Рассказ педагога: «Безопасность страны в мирное время» |
Физическое развитие |
Игры и спортивные развлечения на военную тематику. П/и «Рота, подъём!», эстафета «Трудный участок пути» (ходьба с препятствиями) Свободное общение: «Нужно ли защитнику Отечества соблюдать режим дня?» |
Мини-проект «Флаги и форма разных родов войск в Российской армии»
Речевое развитие |
Стихи к празднику 23 февраля Загадки и пословицы об армии Составление рассказов по набору игрушек военной техники Речевые игры: Образуй новое слово. Назови по-другому. Закончи предло- жение. Выполнение заданий по обучению грамоте по теме проекта Описание флагов разных родов войск |
Познавательное развитие |
Знакомство с флагами Российской армии, формой солдат и офицеров Д/и «Подбери военную форму» «Собери боевую технику» «Служу России» «Знаю нашу армию» «Что общего и чем отличаются?» «Найди пару» «Собери целое из частей» Беседы «Кто такие защитники Отечества?» Какие рода войск есть в армии? |
Художественно- эстетическое развитие |
Конструирование из бумаги «Солдаты - бравые ребята» Б. Никольский «Солдатская школа» Е. Благинина «Шинель» А. Митяев «Почему армия родная» А.Барто «На заставе» В. Агапкин «Прощание славянки» р.н.п. «Солдатушки, браво ребятушки» А.Филиппенко «Вечный огонь», «Бравые солдаты», «Наша армия сильна» «Танец десантников» Танец «Три танкиста» Г. Ларионова «Раз-два» |
Социально- коммуникативное развитие |
С/р игры «Лётчики», «Пограничная застава», «Мы танкисты» Беседа – анализ поступков воинов (личностные характеристики: честность, справедливость, храбрость, отвага…) Правила при игре с игрушками – оружием Знакомство с особенностями военных профессий |
Физическое развитие |
П/и «Кто доберется до корабля» «У солдат порядок строгий» «Подвези боеприпасы» «Передай снаряд», Досуг «Военные учения» Зачем солдату физическая подготовка? |
Мини-проект «Главный праздник - День Победы»
Речевое развитие |
Выступления-презентации собственных мини-проектов «Что нового я узнал?» «Главный праздник – День Победы» «Как мы отмечаем День Победы» |
Познавательное развитие |
Беседы: Как начиналась война? Герои Великой Отечественной войны Создание мини-музея «Музей боевой славы» ТРИЗ Работа с системным оператором: объект – солдат. Создание ментальной карты «День Победы»
|
Художественно- эстетическое развитие |
Л.Кассиль «Главное войско», «Твои защитники» С. Михалков «Герой» Г.Воронько «День победы» Коллаж «Вечный огонь», «Салют победы» А.Александров «Священная война» Н. Богословский «Тёмная ночь» Д.Тухманов «День Победы» Я.Френкель «Катюша» Изготовление поздравительных открыток к 9 мая.
|
Социально- коммуникативное развитие |
Наш полк памяти! (фото бабушек и дедушек участников Вов) Как празднуют день Победы? (обсуждение) Экскурсия к памятнику военным лётчикам в парке «Сосновка» Демонстрация презентаций и фильма «Детям о Победе» Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Участие в утреннике, посвященном 9 мая «Главный праздник» |
Физическое развитие |
Эстафеты «Разведчики», «Связисты», «Меткий стрелок» |