Методическая разработка.
Информационно-познавательный проект
Информационно-познавательный проект
Зимние забавы малышей
Лебедева Елена Михайловна
Вид проекта
- По направленности: родительски - детский, информационно познавательный
- По количеству участников: родители, дети(13 детей) воспитатели
- По контингенту: дети разновозрастной группы
- По продолжительности: краткосрочный (3недели)
- развить у детей интерес к зимним забавам.
- Уточнить с детьми знания об играх и забавах зимой.
- Сформировать представления о зимних забавах
- Обогатить знания об основных элементах техники зимних игр, правил зимних игр, зимнего инвентаря, одежды и обуви.
- Развить у детей познавательный интерес.
- Воспитать у детей любовь к зимним забавам.
- Создание игровых ситуаций и использование яркого наглядного иллюстрационного материала с изображением зимних забав, дети с легкостью усвоят данный материал.
- Внедрение дидактических игр о зимних забавах, в воспитательный процесс через родителей.
- Расширить представление о разнообразии зимних забавах.
- Участие специалистов образовательного учреждения в проектной деятельности: воспитатели первой младшей группы дошкольного учреждения.
- Организация прогулки «Прогуляемся малыш»
- Организация совместной деятельности в природе (помощь птицам, кормушки для птиц)
- Создание стенгазет « Зимние забавы»
- Оформление выставки детских работ
- Создание окружающей среды в группе по теме проекта: принести из дома кукол в зимней одежде, зимнего инвентаря, книги, альбомы, DVD диски с мультфильмами о зимних забавах.
- Детям необходима помощь родителей при совместной прогулке на коньках, лыжах, на санках.
1-ий этап - целеполагание (совместно с детьми).
- Что мы знаем о зимних забавах?
- Что хотели бы узнать?
- Что нужно сделать , что бы получить информацию?
- Где мы будем использовать полученные знания?
- Беседа о временах года.
- Беседа о зимних забавах (игры).
- Знакомство со спортивным оборудованием и инвентарем, необходимым для зимних забав.
- Чтение книг: М. Лаписова «Я катаю снежный ком»; И. Бурсов «хитрые санки»; Л. Квитко «Лыжники, на санках, на катке»; В.Лунин «Кому зимою жарко», «На лыжах»; Ю Кушак «Снежная баба»; А.Яшин «Покормите птиц зимой»; К.Ушинский «Четыре времени года»; Загадки: про лыжи, коньки, санки, снег, лед. Речь с движением «Ой мороз, мороз ...», «Снегири», «Раз, Два, Три ,Четыре - будем зиму мы встречать», «Белый снег», «Мы во двор пошли гулять».
- Беседа по прочитанным книгам: рассматривание иллюстрации о зимних забавах.
- Побуждение к рисованию зимних сюжетов.
- Побуждение к зимним играм.
- Отгадывание загадок на тему зимние забавы.
- Заучивание стихов на тему зимние забавы.
- Раскраски на тему зимние забавы.
- Просмотр мультфильмов: «ну погоди» №8, «смешарики» фигурное катание и зимние игры, «маша и медведь» праздник на коньках.
- Проведение дидактических игр – спортивное домино, парные картинки, разрезные картинки, одень куклу на прогулку, прокати куклу на саночках, лабиринт, подбери одежду.
- Конкурс на лучшую стенгазету о зимних забавах (сказки, рассказы, стихи, рисунки, фотографии и т.п.).
Беседа на тему: «Какое время года за окном?».
Раздается стук. Незнайка вбегает в группу и говорит в след ребятам: «пойдемте гулять на площадку, там новые качели поставили, догоняйте меня». (в суматохе) ребята, скорее пойдемте смотреть. Ой, Ой ребята, стоп! Мы что-то забыли! Ребята, что мы забыли сделать? (одеться). Ребята, а зачем нам нужно одеваться? (на улице холодно). Какое время года за окном? (зима). Так ребята, давайте вернемся в группу и разберемся, какое время года? И почему вы так думаете? (воспитатель вывешивает картинки с временами года).
Задание детям: внимательно рассмотреть на картинки с разными временами года и определить, какая из картинок относится к зимнему времени. Спросить у детей, в какие зимние забавы (игры) можно играть зимой.
Проведение беседы на темы: «Катание на санках», «Катание на лыжах», катание на коньках».
Беседа с детьми на тему: катание на лыжах.
Программное содержание:
- Познакомить детей с лыжами, сформировать представление о технике катания, одежде лыжников о приспособлении которые используют при катании.
- Обогатить словарь детей за счет слов: лыжи, лыжня, лыжные палки.
- Воспитать у детей интерес к катанию на лыжах и привлечь родителей заниматься данным вводом спорта.
Ход занятия:
- Дети, посмотрите, какие я вам картинки принесла (дети рассматривают картинки).
- Скажите, что дети делают? (катаются на лыжах).
- А во что они одеты? (в спортивную одежду).
- А почему нужно кататься в спортивной одежде? (чтобы было удобно двигаться).
- Ребята посмотрите, что я вам принесла? (воспитатель вносит лыжи).
- Что это такое? (лыжи).
- Вот о них я сейчас и расскажу: вот это лыжи, на них катаются по дорогам, которые покрыты снегом. Эта дорога называется лыжня. У лыж есть крепление, к которым крепятся лыжные ботинки.
К лыжам прилагаются лыжные палки, их используют для помощи при катании.
При катании мы поочередно двигаем ногами и отталкиваемся лыжными палками, тем самым набирая скорость.
При катании на лыжах необходимо соблюдать технику безопасности:
- Нельзя кататься с горок, расположенных рядом с проезжей частью.
- Упав на горке необходимо быстро отползти в сторону, освободив лыжню.
Молодцы, кататься на лыжах это не очень просто, но если мы будем стараться и соблюдать правила, то у нас все получится, и мы быстро научимся.
Беседа с детьми на тему: «катание на коньках».
Программное содержание:
- Познакомить детей со стилями катания на коньках, сформировать представление о технике катания, одежде, о приспособлении которые используют при катании.
- Обогатить словарь детей за счет слов: фигурное катание, хоккей, клюшка, шайба, коньки.
- Воспитать у детей интерес к катанию на коньках и привлечь родителей заниматься данным вводом спорта.
Дети посмотрите, что я вам принесла?
- Что это такое?(коньки)
- А где на коньках можно кататься? (на льду)
- А коньки у меня одинаковые или разные? (разные)
- Молодцы ребята! А вы хотите узнать ,почему они разные? (да)
- Что девочка делает? (танцует)
- А вот на этой картинке что нарисовано? (мальчики на коньках)
При катании на коньках нужно соблюдать правила безопасности:
- Перед выходом на лед обязательно нужно проверить, правильно ли зашнурованы коньки, чтобы не подвернуть ногу.
- Нужно правильно стоять и скользить по льду, сохраняя равновесие и осанку.
- Научиться правильно, падать, группироваться при падении.
- А кто ни будь из вас, катался на коньках? (да)
- А где катались? (на улице)
- А с кем катались? ( мамой, папой)
Беседа с детьми на тему: «катание на санках»
Программное содержание:
- Познакомить детей с катанием на санках. Сформировать представление о технике катания,
- Обогатить словарь детей за счет слов: салазки, ледянки, санки, ватрушка.
- Воспитать у детей интерес к катанию на санках.
- Материалы: Кукла с санками, иллюстрации с изображениями(санки, ледянки, ватрушки)
Дети посмотрите, какую я вам куклу принесла!
- Скажите, что она с собой принесла? (санки)
- А зачем ей санки? ( кататься с горки)
- Посмотрите на картинке. Что на них нарисовано? (санки, ватрушки, ледянки)
- А где мы катаемся на санках? (в парке на горке)
- А как вы думаете, на санках опасно или безопасно кататься? (опасно)
- Почему? (Можно упасть и удариться)
Вы все правильно сказали.
При катании на горке нужно соблюдать:
- Поочередность при подъеме, для того чтобы некого не толкнуть.
- Съезжать нужно только сидя.
- При спуске, следует быстро освободить дорожку, не задерживая других детей.
- Ребята, соблюдая элементарные правила и слушаться взрослых, то мы не попадем в неприятные ситуации.
Спортивное домино
Домино состоит из 28 карточек, разделенные на две части. На каждой из них изображены спортивные игры (летние и зимние).
Все карточки раздаются между игроками. Первый ход делает воспитатель, затем дети поочередно кладут следующую карточку с соответствующим рисунком. Если нет подходящей карточки, то игрок пропускает ход.
Выигрывает тот, у кого не осталось ни одной карточки.
Разрезные картинки
Картинки с изображением зимних забав (волк хоккеист, медвежонок – саночник, лисенок лыжник), разрезанные на квадраты, состоящие из 4 деталей.
Ребенку предложить сложить из частей целую картинку. Положить ребенку целую картинку, затем дать разрезные картинки и попросить малыша собрать картинку, подглядывая на целую. Когда ребенок научиться научится быстро собирать картинки из 4 деталей, предложить собрать из 6,8,10 частей. Постепенно ребенок начнет собирать картину , не прибегая к образцу.
В процессе игры у ребенка можно спросить о том, кто изображен на картинке, что он делает.
Парные картинки
Игру проводит взрослый ведущий с одним ребенком или с тремя детьми. Большие карты с изображением спортивного инвентаря. Все карточки раздаются детям, и они ищут пару.
Один из вариантов:
Перед детьми большие карточки с изображением выкладываются картинками вверх, затем обсудив, изображения на карточках переворачиваются, и дети совместно с ведущим вспоминают, где лежит его пара.
Игра ситуация «Катание на саночках»
Программное содержание:
- Дать детям представление о восходящей и нисходящей интонации речи
- Учить соотносить сюжет и действия
- Вызвать эмоциональный отклик на игру.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.
Ход игры:
Воспитатель проводит детей к окну, из которого виден заснеженный участок детского сада. Все вместе рассматривают живую картину за окном. Педагог берет саночки, ставит рядом с куклой и вводит детей в игровую ситуацию.
Воспитатель:
Вот какие саночки
Были у Оксаночки:
Легкие резные,
санки расписные
( демонстрирует саночки)
В гору поднимались
Да с горы спускались.
(Имитирует езду саней)
Вот какие саночки
Были у Оксаночки.
Ехала Оксанка,
Вдруг упали санки.
(переворачивает санки на бок)
Ой! Скорей бегите,
Горю помогите!
Вся в снегу Оксанка,
Не догнать ей санки.
Воспитатель предлагает детям взять кукол, сесть на санки и поехать кататься (дети выполняют движения под русскую народную мелодию «Валенки»). Ребята останавливаются и, держа кукол перед собой, имитируют движение санок с горы на гору.
Воспитатель:
Покатились санки вниз.
Крепче куколка держись!
Ты сиди, не упади,
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!
(дети грозят кукле пальцем)
Лепим и играем.
Ход занятия:
Скажите, что для того, что бы не замерзнуть даже в большой мороз, надо двигаться.
Например, можно играть в снежки. Даем детям белые салфетки и показываем, как их надо скомкать, чтобы получились круглые комочки. Когда комочки «снежки» будут готовы, предложите малышам бросать их в корзину.
Когда снеговик будет готов, прочитайте детям стишок:-
Что за снежный человечек
Появился здесь под вечер?
Морковный нос,
В руке метла –
Его слепила детвора.
В конце занятия спрашиваем у детей, какие зимние игры-забавы больше всего нравятся. И для закрепления материала на прогулке играем в снежки и лепим снежную бабу.
4-ий этап
В рамках нашего проекта «Зимние забавы малышей», ведя беседы и рассматривая иллюстрации, мною было решено: предложить детям создать свою книгу-сказку о зимних забавах. Я рассказала о том, что в создании книги принимают участие: авторы, фотографы и художники. Руководит все этим главный редактор, у него есть помощники, которые собирают рассказы, стихи фотографии и т.д. Я предлагаю детям поиграть в игру «мои помощники» и напечатать свою книгу. Я (воспитатель) буду главным редактором, а (дети) мои помощники. Детям нужно рассказать о том, что книгу сделать, не так просто, для этого потребуется несколько дней.
Создавать книгу дети будут совместно с воспитателем. В процессе совместной деятельности, дети могут рисовать, раскрашивать зимние картинки. Придумывать рассказы по картинкам и фотографиям. Дети могут отобрать картинки и фотографии для книги. Придуманные детьми рассказы по картинкам, записываются и указываются авторы. Каждый ребенок индивидуально вносит свою лепту в книгу (приклеивание иллюстраций, картинок, наклеек и т.д.).
5-ий этап
Обсуждение проекта «Зимние забавы малышей» дети рассматривают фотовыставку и созданную книгу. Обращаем внимание на оформление, читаем рассказы из книжки. Благодарим друг друга за старание. И приглашаем родителей и друзей посетить выставку.
Информационно – познавательный проект «Зимние забавы малышей», может быть реализован в других группах, только изменив концепцию и расширив задачи учитывая возраст групп. Это позволит приобщить детей и родителей к физической культуре и спорту.