Экономическое воспитание детей дошкольного возраста
Рябыкина Ольга Вячеславовна,
ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга.
Слово «экономика» в переводе с древнегреческого означает «умение вести домашнее хозяйство». Свои первые экономические познания ребенок делает в семье. Экономическое воспитание дошкольника, это то, как родители ведут домашнее хозяйство: чем занимаются, какие у них профессии, как распределяется семейный бюджет, на что необходимо потратить деньги в первую очередь, и почему каждый раз нельзя выпрашивать купить игрушку в магазине?
Ребенок, вовлеченный в ведение домашнего хозяйства, часто задает взрослым вопросы: почему вода из закрытого крана не должна капать? Зачем на стиральной машине есть кнопка экономический режим? Почему надо следить, чтобы в квартире не горел без надобности свет? Отвечая на заданные вопросы ребенка, необходимо подтверждать их реальными действиями. Не забывать выключать свет и воду, иначе никакие объяснения результата иметь не будут.
В детском саду дети много играют, поэтому в целях экономического воспитания ребенка дошкольного возраста возможно пополнить развивающую среду сюжетно ролевыми играми: «Банк», «Офис», «Рекламное агентство». Современные дети охотно играют в такие игры. В процессе игры дети обсуждают между собой рекламные ролики, рассуждают, на что необходимо потратить деньги в первую очередь, согласно своим потребностям.
Играя, ребенок перенесет свои знания и в реальную жизнь. Родители могут попросить ребенка заплатить на кассе за выбранный товар самостоятельно, что благотворно скажется на его самооценке, ведь ребенок чувствует, что взрослые ему доверяют в таком важном деле, как оплата покупок для семьи.
Придя в банк, родители могут объяснить ребенку, для чего существуют квитанции по квартплате, каким способом их можно оплатить. Ребенку подготовительного возраста можно рассказать, что такое безналичный расчет, для чего нужны банковские карты. Вооружившись экономическими знаниями, полученными в семье, ребенок, придя в детский сад, охотно применит свои знания в сюжетно-ролевой игре.
Идя с ребенком по улице, мы часто читаем вывески и рекламные плакаты, с целью обучения чтению, но на этот вопрос можно обратить внимание ребенка и с экономической точки зрения. Рекламу создают люди, чтобы о ней узнали многие. Например, у детских магазинов красивая, интересная реклама. И зная о место нахождении магазина, можно совершить необходимую покупку. Таким образом можно объяснить ребенку о необходимости красивой и яркой рекламы.
Ребенок любит играть. Сделать образовательную деятельность экономически понятной и интересной помогут игры, которые можно изготовить самостоятельно: «Семейный бюджет», «Кому что нужно?» и др. Дети с большим удовольствием играют со взрослыми, при этом легко и быстро усваивают материал.
Экономическое воспитание необходимо начинать в семье, так как именно здесь накапливается определенный «экономический опыт», который в дальнейшем обогащается, углубляется и систематизируется. При этом роль детского сада не менее важна, ведь именно дошкольное образование дает знания, позволяющие в впоследствии ребенку выстраивать линию собственного поведения.
В нашем детском саду мы только начинаем накапливать опыт экономического воспитания. В процессе работы над этим вопросом, мы выяснили, что играя в сюжетно-ролевые игры с экономическим уклоном, дети в значительной степени расширяют свой кругозор и повышают уровень коммуникативного общения друг с другом.