Образовательная программа
Подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению
Полицковая Оксана Леонидовна,
учитель-логопед
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Срок реализации: 1 год.
Пояснительная записка.
“Ребенок должен уметь говорить связно, ясно, хорошо выговаривать,
произносить точно без аффектации, знать и соблюдать просодическое
ударение, говорить всегда достаточно громко, но никогда громче, чем
нужно. Голос должен быть и в речи, и в пении верным, ровным, гибким
и звучным.”
Жан Жак Руссо
Актуальность проблемы.
В настоящее время большой процент детей, не получивших своевременной логопедической помощи, к моменту поступления в школу имеют выраженные отклонения в речевом развитии.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально- интеллектуальной сферы, а также могут привести в будущем к неуспеваемости по многим дисциплинам в школе.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями.
Речевой функцией ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это
так называемый физиологический период возрастного косноязычия.
Чем раньше родители обращают внимание на правильность звукопроизношения ребенка, тем быстрее формируется речь как полноценное средство обучения.
Цель программы.
Профилактика нарушений звукопроизношения у детей старшего возраста.
Задачи программы:
Логопедические.
- развитие подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, укрепление речевой мускулатуры, активизация мышц губ, языка, нижней челюсти для дальнейшего формирования правильного произношения звуков у детей 4-5 лет;
-
формирования правильного речевого дыхания (длительного выдоха);
-
развитие просодических компонентов речи (силы и высоты голоса);
-
совершенствование согласованной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов;
-
развитие фонематического восприятия, внимания и слуха;
-
совершенствование мелкой ручной моторики.
Развивающие.
Развитие высших психических функций: слухоречевой памяти, устойчивости внимания, наглядно-действенного и словесно-логического мышления.
Познавательные.
Познакомить детей с богатством устного творчества русского народа: потешками, прибаутками. Прививать интерес к здоровому образу жизни.
Воспитательные.
Воспитывать прилежное поведение во время занятий, умение организовывать свое рабочее место. Стимулировать интерес и внимание к своей речи и речи других. Воспитывать умение слушать взрослых и выполнять их инструкции.
Методическое обеспечение.
Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек по15-20 мин 1 раз в неделю с детьми, не обучающимися на логопункте. Методы организации занятий:
словесно-наглядный, с работой по заданному образцу, наглядно-практический (тренинг). Методические приемы работы на занятия в виде игры, фонетической ритмики, логоритмики, тренировочных упражнений с артикуляционной игрушкой. Дидактический материал включает в себя зеркала индивидуальные, книги, предметные и сюжетные картинки, игрушки для пальчиковой и артикуляционной гимнастики и массажа, звучащие игрушки.
Материально-техническое обеспечение.
-
кабинет для логопедических занятий
-
стол, стулья, стол с зеркалом, шкаф и полки с пособиями
-
музыкальные игрушки, артикуляционные игрушки
-
индивидуальные зеркала
-
инструментарий для массажа рук
-
дидактические игры
-
сюжетные и предметные картинки
-
детские книжки
-
книжки-раскраски
-
настольные игры
-
игрушки-головоломки
-
шнуровки
Планируемый результат.
Достаточно хорошо подготовленный речевой аппарат для дальнейшего формирования правильного звукопроизношения; скоординированная работа речедвигательного и речеслухового анализаторов. Возможность уточнения нарушенных звуков у детей по подражанию (если нет дизартрических проявлений). Сформированные по возрасту фонематические процессы.
Обогащенный активный и пассивный лексический запас ребенка через знакомство с богатством устного народного творчества.
Улучшенное состояние мелкой ручной моторики, развитые психические функции (память, внимание, мышление).
Заинтересованность родителей в дальнейшей стимуляции речевого развития детей на логопедических занятиях и в домашних условиях.
Список литературы.
-
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для детей. Издательство «Библиополис» Спб, 2001 г.
-
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Издательство «Просвещение» Москва, 2004 г.
-
Новотворцева Н. В. Рабочие тетради по развитию речи. Ярославль, «Академия развития», 2005 г.
-
Залмаева Р.А. Сам себе логопед. Издательство «21 век». Спб, 2006 г.
-
Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц. Издательство «Книголюб» 2000 г.
-
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Спб «Детство-Пресс», 2005 г.
-
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Издательство «Владос» , 2006 г.
-
Фомичева М. В. Воспитание у детей правильного произношения.
Москва « Просвещение», 1981 г.
-
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. ИЧП «Хардфорд» Спб, 1996 г
Учебно - тематический план.
№ |
Содержание занятия. |
Количество занятий |
1 |
Развитие слухового внимания, неречевые звуки (шумы и музыкальные игрушки). Игра «Шумовой оркестр». Строение артикуляционного аппарата. |
2 |
2 |
Развитие слухового внимания (речевые и неречевые звуки). Развитие физиологического и речевого дыхания. Упражнения «Осторожные птицы», «Узнай цветок» и др. Работа с индивидуальными зеркалами (РИЗ). |
1 |
3 |
Развитие слухового внимания (речевые звуки). Игра «Кто тебя позвал?». Формирование длительного плавного выдоха. Упражнения «Чей пароход лучше гудит?», «Одуванчики» и др. Речь с движением. |
1 |
4 |
Развитие сильного плавного выдоха. Активизация мышц губ. РИЗ. Упражнение «Надуй игрушку», «У кого самый большой мыльный пузырь» и др. Речь с движением. |
1 |
5 |
Дифференциация длительного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. РИЗ. Артикуляционная гимнастика для мышц губ. Речь с движением. |
1 |
6 |
Развитие тембра и сила голоса. Упражнения «Успокой куклу», «Кукла плачет» и др. Массаж губ. РИЗ. Речь с движением. |
1 |
7 |
Развитие силы голоса и речевого дыхания. Упражнения «Эхо», «Вьюга» и др. Фонетическая ритмика (гласные звуки). Артикуляционная гимнастика и массаж губ. РИЗ. |
1 |
8 |
Фонетическая ритмика (гласные звуки). Знакомство с артикуляционным кубиком. Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения для активизации мышц губ и языка. |
1 |
9 |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения для активизации мышц нижней челюсти. Упражнения «Птенчики», «Эхо» и др. Массаж мимических мышц. РИЗ. |
1 |
10 |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения для активизации мышц языка. РИЗ. Упражнения «Иголочка», «Лопаточка» и др. Массаж пальцев и ладоней рук массажерами. Речь с движением. |
1 |
11 |
Упражнения для активизации корня языка. РИЗ. Упражнения «Прятки», «Хочу спать» и др. Фонетическая ритмика (гласные звуки медленно и быстро). Выделение заданного звука из ряда других. Массаж мимических мышц. |
1 |
12 |
Упражнения для активизации мышц языка. РИЗ. Упражнения «Вкусное варенье», «Мороженое», «Качели» и др. Массаж пальцев и ладоней рук массажерами. Речь с движением. Выделение заданного звука из ряда других. |
1 |
13 |
Упражнения для активизации кончика языка. РИЗ. Упражнения «Лошадки», «Поймай мышку за хвостик» и др. Фонетическая ритмика (гласные звуки и переднеязычные звуки). Массаж мимических мышц. Выделение заданного звука из ряда других. |
1 |
14 |
Артикуляционная гимнастика для согласных свистящих звуков. РИЗ. Фонетическая ритмика (согласные свистящие и гласные звуки). Звуковые дорожки (согласные свистящие звуки по подражанию). Массаж пальцев рук. Речь с движением. |
1 |
15 |
Артикуляционная гимнастика для согласных свистящих звуков. РИЗ. Звуковые дорожки (согласные свистящие звуки по подражанию). Звонкие и глухие согласные звуки (тактильная чувствительность). Самоконтроль, перекрестный контроль. Массаж мимических мышц. Речь с движением. |
1 |
16 |
Артикуляционная гимнастика для согласных свистящих звуков. РИЗ. Выделение заданного звука из ряда других. Фонетическая ритмика (гласные, согласные, гласные звуки). Звуковые дорожки (согласные свистящие звуки по подражанию). Твердые и мягкие свистящие согласные звуки (слуховое внимание). Массаж губ и языка. |
1 |
17 |
Артикуляционная гимнастика для согласных шипящих звуков. РИЗ. Выделение заданного звука из ряда слогов. Фонетическая ритмика (гласные, согласные шипящие звуки). Звуковые дорожки (согласные шипящие звуки по подражанию). Звонкие и глухие шипящие согласные звуки (слуховое внимание и тактильная чувствительность). Самоконтроль, перекрестный контроль. |
1 |
18 |
Артикуляционная гимнастика для согласных шипящих звуков. РИЗ. Фонетическая ритмика (согласные шипящие, гласные звуки). Выделение заданного звука из ряда слогов. Звуковые дорожки (согласные шипящие звуки по подражанию). Звонкие и глухие шипящие согласные звуки (слуховое внимание и тактильная чувствительность). Самоконтроль, перекрестный контроль. |
1 |
19 |
Упражнения для активизации и переключаемости работы мышц языка. РИЗ. Фонетическая ритмика (свистящие и шипящие согласные звуки). Дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков. Массаж мимических мышц. |
1 |
20 |
Упражнения для активизации и переключаемости работы мышц языка. РИЗ. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Работа над силой голоса. Выделение заданного звука из ряда слогов и слов. |
1 |
21 |
Упражнения для активизации кончика языка. РИЗ. Вызывание звуков [Л] и [Л*] по подражанию. Фонетическая ритмика, звуковые дорожки и артикул. кубик. Упражнение «Наш хор». Выделение заданного звука из ряда слогов и слов. |
1 |
22 |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения для активизации кончика языка. РИЗ. Вызывание звуков [Л] и [Л*] по подражанию. Дифференциация твердого [Л] и мягкого [Л *] на слух. |
1 |
23 |
Работа над силой выдоха. Артикуляционная гимнастика для вибрантов. Выделение заданного звука из ряда слогов и слов. Упражнения для развития тонкой моторики рук. Речь с движением. |
1 |
24 |
Работа над силой выдоха. Артикуляционная гимнастика для вибрантов. Выделение заданного звука [Р ]из ряда слогов и слов. Упражнения для развития тонкой моторики рук. |
1 |
25 |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата. Игра «Покажи свое упражнение всем», «Попугайчики». Упражнение «Придумай слово на заданный звук», «Кто больше» Упражнения для развития тонкой моторики рук. Речь с движением. |
1 |
26 |
Игра «Покажи отгадку языком» - повторение всех артикуляционных упражнений. Работа с артикуляционным кубиком. Речь с движением. |
1 |
27 |
Игра «Какая игрушка исчезла?»- угадать без слов, показ артикуляции определенного упр. Упражнения для развития тонкой моторики рук. Звуковые дорожки. |
1 |
28 |
Игра «Скажи, как Я» с использованием приемов контроля и самоконтроля за звуками. Упражнение «Придумай слово на заданный звук», «Кто больше?» Речь с движением. |
1 |
29 |
Игра «Маленький помощник» или «Научи друга»-дети показывают друг другу чему научились, оценивают качества речи друг друга и объясняют, какие еще звуки нужно научиться чисто проговаривать. |
1
|
Количество часов на разных этапах коррекции может изменяться в зависимости от степени усвоения материала.