Введение художественной литературы в жизнь дошкольника
Большакова Татьяна Юрьевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
ГБДОУ д/с №58 Калининского района Санкт-Петербурга
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый,
умный, думающий воспитатель находит
путь к сердцу ребёнка»
В.А. Сухомлинский
С самых первых лет жизни человека сопровождает художественная литература. Значение литературы невозможно переоценить. Расширяя знания об окружающем мире, литература развивает мышление, воображение, обогащает эмоции, воздействует на личность детей.
Велико познавательное, воспитательное, эстетическое значение литературы. Что, как не сказка, стихотворение, потешка покажет ребенку богатство и красоту родного литературного языка, обогатит речь ребенка новыми словами и выражениями? Выразительные средства литературного языка помогают восприятию содержания и формы художественных произведений.
Воспитание интереса и уважения к книге, художественному слову, не только является задачей детского сада, но и решает одну из основных задач - развитие речи дошкольника. Формирование грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, формирование связной речи, развитие образной речи, воспитание культуры речи — это показатели овладения ребенком богатством родного языка.
Дети разного возраста по-разному воспринимают и литературу.
Внимание младших детей важно направлять на образный язык стихотворений, рассказов, сказок, привлекать к многократному повторению отдельных выражений, песенок, слов. Правильное интонационно — окрашенное чтение или рассказывание помогает малышу выделить наиболее яркие поступки героев, поддержать эмоциональную заинтересованность ребенка. Побуждение к повтору интонации воспитателя ведет к развитию интонационной выразительности речи в старшем возрасте. С каким удовольствием малыши распевают песенку мамы — Козы, Колобка, подражают голосу Волка!
С красочностью и образностью родного языка малыша знакомят через народные песенки, потешки, сказки. Легки к запоминанию выражения «козлятушки-ребятушки», « лисичка-сестричка», « петушок-золотой гребешок», «бычок- черный бочок». Для ознакомления младших дошкольников с художественной литературой лучше использовать произведения стихотворной формы, т. к. они отличаются ритмичностью, рифмой и музыкальностью. Тогда дети легко усваивают смысл произведения, запоминают текст.
Дети среднего возраста после прочтения литературного произведения уже учатся отвечать на вопросы. Вопросы задаются по содержанию и по художественной форме (взаимоотношения , поступки, действия). Только четко сформулированный вопрос побудит ребенка размышлять и делать правильные выводы.
А особенности красоты и богатства родного языка ребенок увидит через напевность и ритмичность стихотворений.
Например, стихотворение Е. Благининой невозможно читать в одной интонации! От фразы к фразе идет усиление голоса, поднимается эмоциональный фон.
« Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела...»
«А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка...»
«А вы, березки тонкие,
Что нынче зелены...»
В старшей группе дети способны более глубоко осмыслить содержание литературного произведения, его идею и жанр.
Поскольку стихотворные произведения в этом возрасте предлагаются уже более серьезные, детям нужно помочь почувствовать красоту, напевность и содержание произведения.
Взаимоотношения героев, их характеристики, поступки детям не просто осознать. Вот тут на помощь приходит педагог. Вопросы, примеры, использование ситуаций из произведения — это, то немногое, что позволяет раскрыть перед детьми ту или иную ситуацию, вопрос.
У детей подготовительной группы воспитываются любовь к книге, художественной литературе развивается интонационная выразительность речи, поэтический слух, понимание образного языка сказок, стихотворений, рассказов, фольклора.
Ознакомление с художественной литературой включает выполнение творческих заданий: от раскрасок, обводок, штриховок, моделирования до придумывания эпитетов, загадок, продолжений к произведению. Поощрение творческих проявлений детей, систематическая работа по знакомству дошкольников с художественной литературой приведет к формированию у детей желания к самостоятельному чтению произведений и даже сочинительств.