Сценарий проектной деятельности в подготовительной к школе группе
Скоро в школу
Дёмина Татьяна Анатольевна,
ГБДОУ №20
Центрального района Санкт-Петербурга
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный.
Сроки реализации: Долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию.
Интеграция: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Проблема: У детей отсутствуют мотивационные установки для начала учебной деятельности; дети имеют ограниченные представления о школе.
Актуальность проекта: Психологическая, интеллектуальная и физическая готовность к школе – залог неослабевающего интереса к учебной деятельности, успешного освоения школьной программы и активного участия в жизни школьного коллектива.
Цель проекта: Мотивировать детей на смену социального статуса, создать предпосылки для учебной деятельности.
Задачи
образовательные: дать детям представление о школе как о новом, трудном, но интересном этапе в их жизни;
развивающие: развивать навыки для овладения учебной деятельностью;
воспитательные: воспитывать нравственные и физические качества, помогающие преодолеть первые трудности (усидчивость, внимание, наблюдательность, выносливость, ответственность, силу воли и т.д.).
Ресурсы:
- информационные (стихи, рассказы, песни о школе, создающие положительный мотивационный настрой для будущих первоклассников);
- материально-технические (интерактивная доска, ноутбук, магнитофон);
- условия проведения (групповая комната, музыкально-физкультурный зал).
Этапы проекта:
- Подготовительный. На подготовительном этапе детям демонстрируется презентация о жизни детей в школе, даётся краткое описание ключевых моментов; по окончании просмотра проводится «мозговой штурм», в процессе которого выявляются наиболее заинтересовавшие детей вопросы, на основании которых впоследствии будет организована образовательная ситуация по принципу «вопрос-ответ».
- Основной (см.таблицу).
Этап |
Месяц |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Ожидаемый результат |
Погружение в проект |
Сентябрь
|
«Мы умеем быть самостоятельными!» Детям предлагается создать общее портфолиогруппы «Тропа успеха», на финише которого в конце учебного года будущий первоклассник получит медаль «К школе готов!»
|
Дети принимают активное участие в создании основы для портфолио (вырезают, наклеивают, украшают, проявляют фантазию и творческие способности). |
Основа для портфолио, сделанная руками детей с минимальным участием воспитателей. Трудности: дети не проявили заинтересованности, и забота о создании портфолио полностью легла на плечи воспитателя.
|
Осуществление проектной деятельности |
Октябрь
|
«Мы умеем быть любознательными!» Образовательная ситуация по принципу «вопрос-ответ» по результатам «мозгового штурма» и анкетирования детей через родителей.
|
Дети активно интересуются школой, задают огромное количество вопросов. |
Динамичное, увлекательно-познавательное занятие, стимулирующее интерес детей к школе. Трудности: вопросы носят формальный характер, «вытягиваются» из детей, ответы на них не приносят никакого удовольствия детям (глаза детей «не горят»)
|
Ноябрь |
«Мы умеем быть здоровыми!» Организация и подготовка спортивного досуга «В здоровом теле – здоровый дух!»
|
Дети делятся знаниями о ЗОЖ и демонстрируют физическую готовность к школе. |
Дети являются активными и непосредственными участниками досуга. Трудности:недостаточные знания о здоровом образе жизни. |
|
Осуществление проектной деятельности |
Декабрь |
«Давайте познакомимся!» Организация экскурсии в школу и беседы с учителем начальных классов, знакомство с первоклассниками.
|
Дети готовят вопросы, которые хотят задать учителю и ученикам. |
Администрация школы проявила заинтересованность в организации экскурсии; удалось организовать неформальное общение учителя с детьми. Трудности: дети не смогли побороть стеснительности при общении с учителем, встреча носила формальный характер и испортила впечатления о школе.
|
Январь |
«Мы умеем дружить!» Организация просмотра познавательного фильма «Симбиоз» (цикл «Сто чудес света»). Организация и подготовка совместного досуга с первоклассниками «День дружбы».
|
Дети переносят полученные в совместной деятельности знания в другие сферы своей жизни. |
Будущие выпускники детского сада и ученики школы смогли продемонстрировать «симбиоз». Трудности: отсутствие эмоционального контакта между детьми. |
|
Февраль |
«Мы умеем наблюдать!» Рисование на тему: «Школа моими глазами». Организация выставки детских рисунков в школе.
|
Дети принимают непосредственное участие в создании рисунков по результатам увиденного в школе. |
Выставка рисунков будущих первоклассников в школе. Трудности: нежелание администрации школы сотрудничать с детским садом. |
|
Осуществление проектной деятельности |
Март |
«Мы умеем заботиться о младших!» Организация просмотра познавательного фильма «Игрушки» (цикл «Сто чудес света»). Организация условий для изготовления игрушек из подручных материалов в подарок детям младшей группы (ОС «До свидания, игрушки! Здравствуйте, учебники!»)
|
Дети самостоятельно изготавливают игрушки из различных материалов (бросового материала, роспись деревянных игрушек-заготовок) |
Торжественное вручение игрушек детям младшей группы. Трудности: дети не проявили заинтересованности; игрушки получились некачественными, сделанными «тяп-ляп». |
Апрель |
«Мы умеем учиться!» Организация и проведение викторины по освоению образовательных областей «Знания – сила».
|
Дети демонстрируют знания, полученные в течение учебного года. |
Весёлое, познавательное действо, дающее детям возможность проявить смекалку, сообразительность, логику, энциклопедические знания. Трудности: возможно «натаскивание» детей на результат.
|
|
Май |
«Мы умеем трудиться!» Организация просмотра познавательного фильма «Цветы» (цикл «Сто чудес света»). Организация условий для посадки и выращивания цветов на клумбах в подарок детскому саду (ОС «До свидания, детский сад!»)
|
Дети самостоятельно высаживают в клумбы выращенную рассаду цветов, красиво оформляют посадки, ухаживают за растениями. |
Красиво цветущие клумбы в летний период. Трудности: носят материальный характер (нет возможности приобрести землю и семена или рассаду цветов). |
|
Презентация результата
|
|
«К школе готов!» Организация и подготовка музыкально-литературного попурри по мотивам книги «Смешные рассказы о школе». Подготовка презентации портфолио «Тропа успеха», награждение медалью «К школе готов!»
|
Дети принимают непосредственное участие в создании инсценировок по мотивам литературных произведений и самостоятельно презентуют портфолио группы. |
Отличное настроение, отсутствие страха перед школой и мотивация на успех. Трудности: не удалось побороть у детей страх перед школой, сохранились негативные установки, мотивация на успех не сработала. |
Рефреном через всю проектную деятельность проходит работа по созданию общего портфолио группы: записываются оригинальные вопросы и забавные высказывания детей, печатаются фотографии, детьми сочиняются рассказы и загадки о школе, делаются зарисовки. Все эти с любовью собранные сокровища фиксируются на «Тропе успеха» и дублируются в индивидуальных портфолио их создателей-детей.
В рамках проекта «Скоро в школу» для родителей предлагается организовать «круглый стол» с участием школьных психологов, учителей начальных классов разных школ, уполномоченных администрацией своей школы. Тема «круглого стола» может звучать так: «Школа: мифы и реальность». Часто родители боятся школы сильнее, чем дети, этот страх невольно передаётся детям, возникают различные неврозы у тех и у других. Психолог и учителя помогут развенчать «страшилки», распространённые в социальных сетях. Однако существуют и реальные проблемы, с которыми сталкиваются дети, посещающие школу. Своевременное информирование, возможно, поможет предотвратить некоторые из них. Таким образом, проведение «круглого стола» необходимо для снятия напряжения между всеми участниками образовательного процесса: детьми, учителями и родителями.