Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной
деятельности по музыкально-художественному развитию для старшей группы
Встреча весны
Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Цель: знакомство с русскими традициями встречи весны.
Задачи:
- Ø образовательные:
- формирование целостной картины мира
- знакомство с персонажами русского фольклора
- знакомство с голосами лесных птиц
- углубление знаний о русских орнаментах
- знакомство с русскими народными песнями
- формирование словарного запаса (знакомство с новыми словами)
- Ø воспитательные:
- воспитывать интерес к русским традициям
- уважительное отношение к труду
- умение работать в коллективе
- усидчивость, внимательность
- Ø развивающие
- улучшать тембровый слух
- развивать певческое творчество
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
- развитие ловкости
- развитие внимательности
- улучшать качество музыкально- ритмических движений, хождение змейкой, по кругу
Развивающая предметно-пространственная среда:
CD- проигрыватель
CD- диск «Голоса птиц»,
CD- диск Суворова «Танцы для детей» №3
Русские картузы для мальчиков
Красные ленты для девочек
Заготовки скворечников из картона
Заготовки птиц из картона
Цветная бумага, ножницы, клеевой карандаш, фломастеры.
Оформление зала: декорации весеннего леса.
Интеграция в другие образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие Умение выполнять работу сообща. Воспитание уважительного отношения к старшим и к своим сверстникам |
Познавательное развитие Знакомство с персонажами русского фольклора Знакомство с русскими закличками Знакомство с русскими орнаментами
|
Художественно-эстетическое развитие
|
|
Речевое развитие Знакомство с новыми словами: «заклички», «сОроки», «плющит» Разучивание весенней заклички Развитие умения вести диалог между собой, договариваться о действиях.
|
Физическое развитие Развитие ловкости, внимательности ориентации в пространстве Элементы самомассажа |
Подготовительная работа:
Рассказ о русских обычаях встречи весны,
Рассматривание иллюстраций народных орнаментов
Слушание звуков природы
Разучивание музыкально-ритмической игры «Чей кружок скорее соберется?!
Разучивание танцевальных движений «Весна-красна идет»
Работа над интонированием
Развитие музыкального певческого творчества.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в зал под музыку с пением птиц.
Воспитатель: Вы слышите? Птицы поют! У нас в городе плохо слышно, а вот в деревне все слушают птичий гомон. А вы знаете, что на Руси издавна считали, что птицы н своих крыльях весну приносят. Хотите узнать, как встречали весну и птиц в старину? Я знаю одно волшебное заклинание, которое перенесет нас назад во времени.
Чудеса-кудеса,
Окажись здесь старина.
(занавес открывается)
Авдотья-Плющиха сидит за прялкой и поет песню « Весеннюю закличку», вдруг замечает гостей.
Авдотья-Плющиха: Ой, да никак гости у меня! Ну здравствуйте, проходите, садитесь. Вы откуда ко мне прибыли? Вот не ждала, не гадала! А вы знаете, кто я? Я Авдотья-Плющиха, весне первая помощница, где пройду – снег тает, ручьи бегут, вода плескается, плющит. Вот меня так и прозвали – Плющиха! Я только собиралась посмотреть, как снег в лесу оседает, да птичек позвать, хотите со мной! Только я вас немного приодену, по-нашему обычаю.
(одевает мальчикам - кепки, девочкам – ленты)
Авдотья. А вы заклички весенние знаете? Только сначала нужно благословения попросить!
Дети. Благослови, мати, весну закликати, зиму провожати!
Авдотья. Молодцы! Все знаете! А теперь пойдем в лес!
(дети идут змейкой за Авдотьей)
Авдотья. Что-то тихо в лесу, птиц не слышно, надо их позвать, покликать! А у меня как назло горло заболело, не могу петь. Я вам слова скажу, а уж песню вы сами сочините.
«Птички-птички, невелички!
Прилетайте поскорей,
Прилетайте поскорей,
Из-за дальних морей!»
Творческая игра «Сочини мелодию»
Авдотья. Ну вот, всех птиц приманили! А загадки о птицах знаете?
(Дети загадываю загадки про птиц.)
Авдотья. А я вам тоже загадки загадаю. Кто это поет?
Игра с использованием ЭОР «Угадай птиц по голосу»
(дети в записи слушают голоса птиц и отгадывают их)
Авдотья. А ведь завтра праздник – Сороки. День с ночью равняется, сорок птах небесных из дали возвращаются. Люди сами птичек для украшения мастерили. И я сделала.(показывает заготовки птиц) А для них домики надо приготовить. А этого никто лучше не сделает, чем Марья-искусница. Давайте к ней обратимся.
( Марья-искусница сидит и работает)
Марья. Здравствуйте, детки, зачем пожаловали?
Авдотья. Вот решили мы домики для птиц приготовить. Помоги нам.
Марья. У меня уже три домика готовы, только не красивые они. Может быть вы мне поможете? Смотрите у меня здесь целая мастерская!
Марья. Ребята, а как домики сделать красивыми?
(ответы детей)
Марья-искусница выбирает лучшие ответы.
Марья-искусница. А может и ваших птичек тоже украсим?
Дети разделившись на две подгруппы выполняют творческое задание. Одна подгруппа делает аппликацию, другая работает с фломастерами. Каждый украшает свою птичку, а скворечники -это коллективная работа
Дети выполняют задания под музыку веснянок (CD-запись)
Авдотья. Вот молодцы! Спасибо тебе, Марья- искусница! А теперь возьмите ваших птичек и скворечники и мы будем с ними играть!
Музыкальная игра «Чей кружок скорее соберется?»
Авдотья. Понравилось вам у нас в лесу?
А у меня для вас подарок. Во-первых, я желаю, чтобы вы все росли здоровыми, для этого уменя талой водицы припасено, на Руси этой водой – снежицей – всегда весной умывались и брызгали и детей и взрослых с пожеланиями здоровья. (брызгает на всех водой).
(Релаксационное упражнение с элементами самомассажа)
Чтобы ноженьки ходили (гладят каждую ногу)
Ручки делом заняты были (гладят каждую руку)
Чтобы личико улыбалось (как будто умывают лицо)
И здоровья всем досталось! (гладят себя по голове)
А вот и еще подарок – жаворонки – печенье, которое всегда пекли на день Сорок сороков. (угощает детей) Доброго вам здоровья!
(дети снимают шапки и ленты)
Воспитатель. Чудеса-кудеса,
Закончилась вся старина!
Воспитатель .Ребята, мы с вами опять в нашем времени, но у вас остались чудесные птички. И сегодня все люди ждут и радуются весне.
Давайте станцуем под замечательную песню о весне.
Танец под песню «Весна-красна идет»