Фатьянова Александра Викторовна,
воспитатель группы продленного
дня школы VII вида №561, г. Санкт-Петербург
Маленькие, смешные, неуклюжие… Девочки горделиво несут, как корону, огромный белый бант, мальчики, в парадных костюмах и галстуках-бабочках, похожи на конферансье. Вот они впервые переступают порог школы, переполняемые надеждой и ожиданием нового, неизведанного, необычного.
Но вот другая картина: озлобленные лица, сигарета в зубах, вместо щебетания девчонок и басовитого смеха мальчиков слышен мат. Они издеваются над слабыми, ни во что не ставят взрослых, их поступки порой вызывают шок у педагогов, а родители растерянно разводят руками. Это подростки, еще совсем недавно переступавшие порог школы с огромными бантами, букетами и радостными улыбками. Что произошло? Куда делись очаровательные малыши, смотревшие в рот учителю, ловя каждое его слово?
«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано все – вся полнота сторон, с совокупностью которых в нашем сознании связано представление об идеальной личности. Но эта заданность – лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях. На практике полной меры таких условий не существует, и развитию ребенка сплошь и рядом сопутствуют разнообразные неблагоприятные факторы, в том числе болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях мы говорим о трудных детях, хотя, по правде говоря, «легких» детей не бывает». [Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М.: Просвещение, 1994.]
Эти слова, сказанные более 80 лет назад известным отечественным ученым, педагогом Всеволодом Петровичем Кащенко, не только не утратили своего значения, но приобретают особенную актуальность в наши дни. Ни для кого не секрет, что все чаще и серьезнее сказываются на развитии детского организма патогенные факторы: загрязнение окружающей среды, преобладание «химии» в продуктах питания, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни и многое другое. Все большее количество детей с диагнозом ЗПР приходят учиться в специальные классы и школы.
Эффективность воспитательной работы в коррекционно-образовательном учреждении зависит от того, насколько она носит последовательный, систематический и целенаправленный характер. Это особенно актуально в настоящее время, когда рушатся одни идеалы в воспитании подрастающего поколения и мучительно трудно создаются новые. В связи с этим перед педагогами школы неизбежно встает вопрос: что же является главным, приоритетным в развитии и формировании личности ребенка? Тем более, что речь идет не о ребенке вообще, а о ребенке, имеющем отклонения в развитии разного рода: от эмоционально-волевой незрелости и личностных особенностей до нарушения познавательной деятельности.
«В детском и подростковом возрасте эмоционально-личностная сфера является наиболее уязвимым звеном. Это обусловлено быстрым созреванием человека как личности, с одной стороны, и проблемами его адаптации в системе межличностных отношений и деятельности, - с другой». [Худик В.А. Детская патопсихология – Киев «Здоров,я»,1997]
Воспитание – процесс непрерывный, однако при переходе ребенка из одного возрастного периода в другой, со сменой ведущей деятельности, намечается определенный разрыв, «нестыковка» в воспитательной работе. При поступлении ребенка в школу на него обрушивается вал информации, и все усилия учителей и воспитателей направлены на то, чтобы он сумел ее усвоить. Как следствие этого, воспитательная работа в школе может ограничиться проведением режимных моментов или так называемых воспитательных мероприятий.
Программа воспитательных занятий «Россия – Родина моя» была составлена воспитателями нашей школы и успешно используется нами в работе с детьми. [Под редакцией Матасова Ю.Т. «Россия – Родина моя» - Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000г]. Программа включает в себя три направления «Природа и я», «Я – петербуржец», «Народное творчество». Цель программы – это духовно-нравственное, патриотическое воспитание через приобщение детей к традициям и культуре своего народа, к ее многообразию и самобытности, воспитание гуманного отношения к природе, сопереживания и сострадания ко всему живому, осознания себя как частицы окружающего мира.
На занятиях по направлению «Народное творчество» дети знакомятся с различными видами устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства. Русские народные сказки, былины, пословицы и поговорки – все это неиссякаемый родник многовековой мудрости русского народа, богатый материал для воспитания таких качеств как доброта, терпимость, смелость и самопожертвование, взаимовыручка.
Из собственного опыта могу сказать, что современные дети очень мало знают народных сказок. Особенно это относится к контингенту детей в нашей школе, детей с так называемой педагогической запущенностью. У таких детей кумирами становятся герои комиксов, по которым снято большинство мультфильмов и фильмов для детей, заполонивших телеэфир. В них торжествует сила и жестокость, поэтому приобщение этих детей к нашему народному творчеству просто необходимо.
Задачи направления «Природа и я» не менее актуальны в процессе воспитания детей с ЗПР. Воспитательные занятия не ставят перед собой цели дублировать уроки, главный акцент ставится на воспитании бережного отношения к природе, умения сострадать и сопереживать, видеть и ценить красоту природы, то есть на развитии эмоциональной сферы, эстетическом воспитании, формировании экологической культуры. Знания, полученные на уроках, лишь закрепляются на занятиях в игровой форме.
Воспитательные занятия «Я – петербуржец» знакомят детей с историей, культурой и архитектурой города. Много занятий посвящено воспитанию культуры поведения (в театре, в музее, в транспорте, на улице и т.д.)
Все занятия проводятся в атмосфере активного поиска совместных решений и носят игровой занимательный характер. Дети включаются в практическую деятельность, взаимодействуют в микрогруппах и парах, приобретают социально-значимый опыт. На этой основе формируются важнейшие личностные образования ребенка, воспитывается интерес к окружающему миру и к людям. Общаясь со сверстниками в атмосфере игры, дети освобождаются от эмоциональной скованности, напряженности, а разнообразные виды деятельности, как групповые, так и индивидуальные, вызывают у них положительную реакцию, способствуют их социальной адаптации.
Литература:
1. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция – М.: Просвещение, 1994.
2. Худик В.А. Детская патопсихология – Киев «Здоров`я»,1997
3. Под редакцией Матасова Ю.Т «Россия – Родина моя» – Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000г