Бобровская Елена Викторовна
Общее представление об эмоциях.
Эмоция (от латинского слова эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком своего личного отношения к действительности, а также переживание субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворением своих потребностей.
В процессе эволюции животного мира появилась форма проявления отражательной функции мозга – эмоции. По выражению Р.С.Немова они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий человека, т.е. то, что его волнует и выражается в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются как переживания человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.)
Понятие «эмоция» используется в широком смысле, когда имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психологический компонент – переживания, но и специфический – физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживании. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.
Немецкий философ И.Кант делил эмоции на стенические (от греческого – stenos– сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические – ослабляющие её. Эмоции делятся на положительные и отрицательные или неопределённые (ориентировочные), то есть приятные и неприятные.
Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движением мышц лица), по пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).
П.В.Симонов наряду с положительными (радость, восторг) и отрицательными (горе, гнев, страх) выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) темпераментных особенностей людей, а также по ситуации, в которой они находятся и та же причина может вызвать у них разные эмоции.
Эмоции различают по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение, собственно эмоции и аффекты.
Настроение– это слабовыраженная устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть неясна, оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или в работе.
Собственно эмоции– это более кратковременное переживание человеком (радость, горе, страх и т.п.). Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и эмоциональное кратковременное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом.
Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте вызывающем аффект).
При аффекте мало продумываются последствия, совершаемого вследствии чего, поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не понимает себя, находиться в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Часто проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека либо об имеющемся у него нерво-психологическом заболевании.
У здорового ребёнка эмоциональный мир главным образом зависит от его самочувствия и отношения к нему близких ему людей: родителей, родственников, воспитателей. Эмоции составляют часть психологической деятельности, часть его «Я». Эмоциональность – это бесценный дар природы, обеспечивающий человеку возможность активного реагирования на прелести и уродства окружающей действительности.
Таким образом, благоприятное эмоциональное состояние дошкольника – важный показатель развития.