Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Бобровская Елена Викторовна

 

                 Общее представление об эмоциях.

           Эмоция (от латинского слова эмоцео – волную, потрясаю) – это переживание человеком своего личного отношения к действительности, а также переживание субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворением своих потребностей.

В процессе эволюции животного мира появилась форма проявления отражательной функции мозга – эмоции. По выражению Р.С.Немова они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий человека, т.е. то, что его волнует и выражается в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживания человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к будущей     ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.)

Понятие «эмоция» используется в широком смысле, когда имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психологический компонент – переживания, но и специфический – физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживании. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И.Кант делил эмоции на стенические (от греческого – stenos– сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические – ослабляющие её. Эмоции делятся на положительные  и отрицательные или неопределённые (ориентировочные), то есть приятные и неприятные.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике (выразительным движением мышц лица), по пантомимике (выразительным движениям всего тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонации, тембре, ритме).

П.В.Симонов наряду с положительными (радость, восторг) и отрицательными (горе, гнев, страх) выделяет смешанные эмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»). В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) темпераментных особенностей людей, а также по ситуации, в которой они находятся и та же причина может вызвать у них разные эмоции.

Эмоции различают по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют: настроение, собственно эмоции и аффекты.

Настроение– это слабовыраженная устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть неясна, оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или в работе.

Собственно эмоции– это более кратковременное переживание человеком (радость, горе, страх и т.п.). Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект – быстро возникающее, очень интенсивное и эмоциональное кратковременное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом.

Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением  поля  восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте вызывающем аффект).

При аффекте мало продумываются последствия, совершаемого вследствии чего, поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не понимает себя, находиться в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Часто проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека либо об имеющемся у него нерво-психологическом заболевании.

У здорового ребёнка эмоциональный мир главным образом зависит от его самочувствия и отношения к нему близких ему людей: родителей, родственников, воспитателей. Эмоции составляют часть психологической деятельности, часть его «Я». Эмоциональность – это бесценный дар природы, обеспечивающий человеку возможность активного реагирования на прелести и уродства окружающей действительности.

Таким образом, благоприятное эмоциональное состояние дошкольника – важный показатель развития.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»