Непосредственная образовательная деятельность
Интегрированное занятие в средней группе
Тема «Посуда»
Рябыкина Ольга Вячеславовна, воспитатель
ГБДОУ детский сад №99 Калининского района Санкт-Петербурга
Цель: уточнить и закрепить знания детей о посуде.
Задачи:
1. Учить образовывать слова с помощью суффиксов
Учить образовывать и употреблять в речи существительные в родительном падеже с предлогом без.
2. Упражнять детей в образовании имен прилагательных от
имен существительных, дать понятие, из чего изготавливается посуда.
Упражнять в образовании и употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Развивать внимание, логическое мышление.
Учить классифицировать предметы посуды.
3. Воспитывать у детей навыки самообслуживания, аккуратность при обращении с предметами посуды, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к художественной деятельности.
Оборудование: предметные картинки с изображением посуды, посуда из различных материалов, разрезные картинки, ватные палочки, стаканчики для воды, бумажные тарелки, гуашь, ноутбук, детская посуда.
1.Оргмомент.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какую посуду мы знаем.
-Ответы детей ( чайную, кухонную и т.д.)
Воспитатель: Назовите предметы посуды
Дети: ( сковорода, чашка, тарелка и т.д.)
2. Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадку об одной сказке, которую вы знаете, а вы попробуйте отгадать:
От бабушки-грязнули
Все вещи улизнули,
Остались у старушки
Лишь жабы, да лягушки,
Звала стаканы, блюдца-
Помоет, коль вернутся,
И обещала кротко
Почистить сковородки.
Воротились все,
С тех пор,
Из избы пропал весь сор.
( Федорино горе)
2. Основная часть.
В группу, к детям, плача и проговаривая, заходит Федора.
Федора: Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои…
Воспитатель: Что случилось, бабушка Федора?
Федора: Убежала посуда, даже чай попить не из чего.
Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим на наш волшебный экран (ноутбук) и послушаем, что говорит посуда.
Дети смотрят по ноутбуку отрывок стихотворения:
« Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она.
Запылила, закоптила,
Загубила нас она.
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты,
От того-то мы от бабы,
Убежали как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе - замарахе не воротимся!
Воспитатель: Ах, ты, несчастная Федора.
( Федора плачет)
-Ребята, о чем говорится в стихотворении?
- Почему убежала посуда?
Дети перемещаются.
-Да, Федора, посуды у тебя почти не осталось.
- Ребята, посмотрите внимательно на картинки. Посуда пока пробиралась по лесным тропам , вся сломалась, потеряла свои части. Каких частей нет у посуды? Без чего она? Давайте возьмем каждый по одной картинке, внимательно посмотрим и правильно ответим полным ответом.
Игра « Что без чего?»
- На картинке изображена кастрюля без ручки
- На картине изображена чашка без ручки
- на картинке изображен чайник без носика и т. д.
Воспитатель: Федора обижала посуду, давайте пожалеем ее и назовем ласково.
Дидактическая игра: « Назови ласково»
Дети перемещаются.
Воспитатель: Посуду можно делать из различных материалов. Давайте посмотрим, из чего сделана посуда.
( выставляется посуда различных материалов)
Дети: Стакан из стекла - стеклянный
Чашка из фарфора - фарфоровая
Чайник из железа – железный и т.д.
Воспитатель: Ребята, расскажите о стеклянных предметах. Какие они?
( ответы детей)
Воспитатель: Давайте сравним металлическую и стеклянную посуду.
Какая посуда вам нравится больше и почему?
Дети: Стеклянная посуда красивая, нежная и т.д.
Воспитатель: Если стеклянная посуда такая хрупкая, то она может и разбиться, можно порезаться. Как надо обращаться с такой посудой?
Дети: Очень бережно, осторожно.
Физкультминутка.
Воспитатель: У Федоры было много посуды.
Давайте изобразим ее.
Вот большой стеклянный чайник,
( дети надувают живот)
Очень важный, как начальник.
( одна рука на поясе, другой делаем « носик»)
Вот фарфоровые чашки,
( приседают, одна рука на поясе)
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
( кружатся, рисуя круг руками)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
( вытягиваются, руки слипаются)
Голова на тонкой ножке.
( над головой)
Вот пластмассовый поднос,
( наклон вперед, руки вытягиваются вперед)
Он посуду нам принес.
Федора: Помогите мне, пожалуйста, вот эту посуду склеить.
Звучит музыкальное сопровождение.
Дидактическая игра « Разрезные картинки» ( 6-8 частей)
Федора: Уж не буду, уж не буду, я посуду обижать. Буду, я теперь посуду и любить и уважать.
Дети перемещаются.
Воспитатель: Ребята, расскажите Федоре, какую посуду мы используем для хранения продуктов, чтобы в доме была чистота и порядок.
Дидактическая игра « Где что хранится»
для хлеба - хлебница
для супа - супница
для чая - чайник и т.д.
Воспитатель: Мы должны помочь Федоре и помыть посуду. Давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика « Помощники»
Мы посуду у Федоры вымоем без уговоров,
Моем вилку, чашку, ложку, сковородку, поварешку.
Моем блюдца и стакан
И закроем крепко кран.
Дети перемещаются.
Воспитатель: А теперь давайте поможем Федоре расставить всю посуду по местам: кухонную на плиту, чайную - на стол.
Дети перемещаются.
Федора: Спасибо, вам ребята, научили меня ухаживать за посудой. Мне хочется поиграть с вами, загадать вам загадки о посуде. Будьте внимательны:
Он из стали, и прекрасно режет овощи и мясо.
Только лезвие не трожь, ну, конечно, это …(нож)
На кухне ей всегда почет, она и жарит, и печет,
Не приготовить нам еды без кухонной…(сковороды).
Для нас она необходима, ведь пищу у нее едим мы.
Глубокая, мелкая, зовут ее…(тарелкою)
На кухонке нашей мы варим в ней кашу,
Картошку,бульоны,супы,макароны…(кастрюля)
Сел за стол я и капаю маленькой лопаткою
Инструмент я окунаю в борщ, в повидло сладкое,
Что лопатка зачерпнет, отправляю прямо в рот.
Кашу, торт, бульон, окрошку,
Знают все, что это…(ложка).
Федора: Молодцы, все загадки отгадали, будто их уже слыхали!
Вот мы Федоре и подсказали, как надо обращаться с посудой, чтобы она не убежала. А теперь мы сделаем ей подарок. Я сейчас раздам вам тарелки, а вы их раскрасьте, а потом Федора будет за ними ухаживать.
3.Заключительная часть.
Ребята, кто приходил к нам в гости?
Почему от Федоры убежала посуда?
Мы научили Федору ухаживать за посудой?
Молодцы, хорошо поработали. Старались.