Система работы по различению цвета предметов
с детьми группы «Сложный дефект»
Виноградова Надежда Ивановна
I ЭТАП
Задачи:
Фиксировать внимание детей на одном изучаемом признаке (показать детям на окружающих предметах, что они могут быть различны по одному какому-либо признаку, будучи одинаковыми во всех других отношениях). Первичная постановка понятий «одинаковые — разные», «такой же». Выбор предметов из двух контрастных цветов: красный и синий по образцу и инструкции («дай такой»). Совместные действия с педагогом. Так же при выборе других цветов: синий — желтый, белый — зеленый. Слова-названия цветов — не употребляются.
Группировка предметов 2-х контрастных цветов. Понимать слова: красный, такой же, одинаковые.
Диагностика с 1.IХ по 1.Х
I квартал
- Цветные кубики. Цель: Учить производить выбор кубиков из двух контрастных цветов: красный и синий. Понимать инструкцию «дай такой». Учить выбирать одинаковые по цвету кубики.
2. Летняя полянка.
Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при выборе по образцу (красный, синий).
3. Привяжи ленточку к шарику.
Цель: Продолжать различать цвета и производить выбор из двух контрастных цветов.
II квартал
- Цветные кубики. Цель: Учить производить выбор кубиков из двух контрастных цветов: синий и желтый. Продолжать учить выбирать одинаковые по цвету кубики. Аналогично: белый — зеленый.
2. Собери пирамидку.
Цель: Выбор цвета колечек из двух контрастных цветов: красный и синий. Понимать слова: красный, такой же — другой, одинаковые — разные. Находить и показывать предметы, обозначаемые этими словами.
3. Закрой окошко.
Цель: учить подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой
III квартал
- Цветная башенка Цель: Учить детей выкладывать башенку из цветных шариков. Выбирать цвет по образцу (красный, синий).
2. Собери пирамидку.
Цель: Выбор цвета колечек из двух контрастных цветов (желтый, зеленый).
3. Разложи шарики по коробкам.
Цель: Учить раскладывать предметы двух контрастных цветов в разные коробки.
Продолжать различать цвета (такой — не такой).
4. Составь букет.
Цель: Учить выбирать из двух контрастных цветов по образцу и инструкции (дай такой же).
II ЭТАП
Задачи:
Увеличение количества предметов, с которыми действует ребенок. Учить выбирать нужный цвет (по образцу) из нескольких предметов трех цветов (красный, синий желтый). По названию выбирать только красный и «по возможности» называть. Учить детей манипулировать с предметами этих цветов по подражанию взрослому в совместных действиях с ним, используя показ и словесную помощь, а также образец и инструкции («дай и такой», «выбери все такие», «разложи в разные коробки, стаканы»). Действия с разборными игрушками (собери яичко).
Диагностика с 1.IXпо 1.Х
1 квартал
- Цветная башенка Цель: Учить выбирать цвет из двух контрастных цветов (красный - синий), затем желтый — зеленый.
2. Собери пирамидку
Цель: Выбор цвета колечек из двух контрастных цветов. Понимание инструкции «выбери все такие».
3. Разложи шарики
Цель: Учить раскладывать предметы 2-х контрастных цветов в разные коробки.
4. Составь букет
Цель: Учить выбирать один цвет из двух.
II квартал
1. Найди бабочке цветок
Цель: Учить находить нужный цвет (по образцу) из нескольких предметов трех цветов (красный, синий, желтый).
2. Найди пару.
Цель: Учить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу. Развивать внимание.
3. Подбор к фону
Цель: Учить размещать мелкие цветные предметы на цветные квадраты, соответствующие цвету предметов.
4. Оденем кукол
Цель: Продолжать учить осуществлять выбор цвета из нескольких предметов трех цветов. По названию только красный и по возможности называть.
III квартал
- Подбери крышу домику Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой. Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак.
2. Подарим куклам бусы
Цель: Учить детей чередовать предметы по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный — синий, красный - синий).
3. Грибки.
Цель: Подбор втулочек определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столика, окрашенного в четыре основных цвета; втыкание втулочек в отверстия.
4. Спрячь мышку от кошки.
Цель: Продолжать учить различать цвета, подбирать одинаковые цвета на глаз. Выделять названный цвет из двух-трех других.
III ЭТАП
Задачи:
Продолжать учить детей различать, выделять по образцу цвета: красный, синий, желтый, зеленый. По возможности учить детей выделять эти цвета по названию, самостоятельно называть красный и синий цвет, соотнося название только с предметами данного цвета. Учить сопоставлять предметы по цвету, близко поднося их друг к другу. Использовать различение цветов при практических действиях с предметами.
Диагностика с 1.IX по 1.Х
I квартал
- Подбери крышу домику Цель: Продолжать учить различению цветов, подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой. Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак.
2. Подарим куклам бусы
Цель: Учить детей чередовать предметы по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный — синий, красный - синий)
3. Грибки
Цель: Подбор втулочек определенного цвета к соответствующему цветовому полю игрового столом, окрашенного в четыре основных цвета; втыкание втулочек в отверстия.
4. Спрячь мышку от кошки
Цель: Продолжать учить различать цвета, подбирать одинаковые цвета на глаз. Выделять названный цвет из двух-трех других.
5. Действия с разборными игрушками. Собери яичко из двух половинок.
Цель: Учить подбирать одинаковые цвета.
II квартал
- Подбери рукавички по цвету Цель: Учить выделять цвета по названию, самостоятельно называть красный и синий цвет. Cопоставлять предметы по цвету близко поднося их друг к другу.
2. Разложи шарики по коробкам
Цель: Учить раскладывать шарики четырех цветов в разные коробки.
3. Собери пирамидку
Цель: Учить ориентироваться на цвет как на значимый признак. Продолжать знакомить с названиями цветов.
4. Подбери чашку к блюдцу
Цель: Учить сопоставлять предмет по цвету, близко поднося их друг к другу.
5. Какого цвета нет?
Цепь: Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ориентировка на цвет; запоминать цвет, активизируя внимание.
III квартал
- Лото «цветные фоны» Цель: Учил детей различать цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Выделять эти цвета по названиям.
2. Найди гномику дом
Цель: Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу, развивать внимание.
3. Подбери крьшку к коробке.
Цель: Закреплять названия основных цветов.
4. Светофор
Цель: Ориентировка на цветовой сигнал
5. Что лишнее?
Цель: Учить исключать «лишний» предмет по цвету.