Конспект занятия по ознакомлению с окружающим, развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности
Моя семья. Родословная моей семьи
Апевалова Людмила Вячеславовна
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;
Коррекционно-развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких , развивать чувство гордости за свою семью.
Материал: плоскостные изображения деревьев, листочки с фотографиями членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме «Семья»; семейные гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
Ход занятия:
Организационный момент.
“Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .”
Объявление темы.
-Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья…
- Ну а как же бабушка?
- Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя
Вот и вся у нас семья.
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- А что написано о семье в словаре Ожегова? ( Чтение определения семьи в словаре).
- Сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные «семьи» не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам. И это потому, что новорождённый малыш – одно из самых беспомощных созданий. Он должен быть накормлен и защищён. А семье сделать это намного легче.
Развитие лексико-грамматических категорий.
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? ( Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра «Подбери признаки»
- А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Папа – строгий, умный, сильный…
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Дедушка - старый, мудрый, седой…
Сестра – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Брат – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…
Составление генеалогического древа.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху – маленькие. А внизу – большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Это дерево без листочков, листочками будут бабушка, дедушка, мама, папа.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? ( Трое. Семья )
- Я покажу вам дерево моей семьи. ( Рассказ воспитателя о членах своей семьи)
- А теперь вы будете выращивать своё семейное дерево. (Дети выкладывают листочки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые деревья у вас получились, а теперь вы будете рассказывать о своей семье.
Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
( Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
( Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки – это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
( Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
( Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу – и брат сидит,
Я бегу – и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
( Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение «Кто пришёл?»
Кто пришёл?
Мы – мы – мы,
Папа, папа, это ты?
Да – да – да,
Мама, мама, это ты?
Да – да – да,
Братец, братец, это ты?
Да –да – да,
Ах, сестрица, это ты?
Да – да – да,
Все мы вместе?
Да – да – да.
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей семьи. Давайте на них посмотрим. ( Рассматривание семейных гербов и рассказы детей о них).
Приложение 1.
«Детский сад – моя вторая семья».
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья? (Детский сад).
- А теперь давайте расположим листочки с вашими фотографиями на дереве нашей второй семьи, вырастим дерево нашей группы. Как вы думаете, у нас дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия.
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Литература:
1. «Говорим правильно » О. С. Гамзяк . Москва. Издательство « Гном и Д» 2010
2. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегов Москва « АЗЪ» 1995 2-е издание
3. « По дороге к азбуке» Т.Р. Кислова Методические рекомендации Москва « Баласс» 2002
4. Основы безопасности жизнедеятельности
5. «Незнайка в городе»
6. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе.
7.
8. Программное содержание:
1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение на велосипедах запрещено); информационно- указательных (место остановки автобуса, место остановки трамвая) знаков.
2. Развивать монологическую (рассказ по картине) и диалогическую (ответы детей распространенными предложениями) речь детей, выразительность речи.
3. Воспитывать стремление соблюдения правил дорожного движения.
9. Активизация словаря: Проезжая часть, разделительная полоса, тротуар, пассажиры, пешеходы, подземный переход, зебра, общественный транспорт, специальный транспорт.
10. Предварительная работа: Беседа о городе, наблюдения за транспортом. Рассматривание картины, дидактические игры и сюжетно-ролевые игры (водитель и пешеходы) по ПДД. Разучивание стихов. Чтение произведений по теме ПДД.
11. Оборудование занятия: Картина «Улица нашего города», картинки с изображением транспортных средств. Дидактическая игра «Собери светофор», дорожные знаки, аудио запись.
12. Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами вспомним правила дорожного движения.
- Скажите, как называется наш город?...Правильно наш город называется Набережные Челны. - Скажите, что есть в нашем городе? (Улицы, площади, парки, школы, детские сады, магазины).
- Ребята, город наш большой и в нём есть много улиц, проспектов. Какие из них вы знаете? (пр. Мира, пр. Хасана Туфана, пр. Московский, пр. Беляева.)
13. (Стук в дверь, заходит Незнайка)
Воспитатель: Ребята, к нам прибыл гость из сказочного цветочного города. Вы узнаёте нашего гостя? Кто это?.. Незнайка чем-то смущён, огорчён. Скажи Незнайка, что с тобой случилось?
Незнайка:
Попав в большой и шумный город,
Я растерялся, я пропал…
Не зная знаков светофора,
Чуть под машину не попал!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти.
14. Ребята, вы мне помогите
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!
15. Воспитатель: Наши ребята уже знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Незнайка, расскажут и покажут, как вести себя на улицах большого города. Поможем Незнайке?...Присядь и послушай.
- Давайте рассмотрим эту картину. Ангелина расскажи, что ты видишь на картине?
1. ребенок: (показывает на картине) На картине изображена улица нашего города. Проезжая часть улицы разделена разделительной полосой. Сплошную разделительную полосу машины не пересекают, можно пересекать только прерывистую линию. В этих местах машины перестраиваются из одной части дороги в другую.
2. ребенок: (показывает на картине) По тротуарам ходят люди-пешеходы. Переходить улицу можно по зебре или по подземному переходу. Перед подземным переходом висит знак, обозначающий подземный переход.
« Зебра »
С. Михалков.
Это всем должно быть ясно!
Даже тем, кто ходит в ясли
Всем, кто в городе живёт:
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
Зебры белые полоски.
И на стрелке «Переход»
3. ребенок: (показывает на картине) На картине изображён светофор. Горит красный свет – проезда нет. После красного света загорается жёлтый свет, и все водители приготовятся продолжить путь. Транспортные средства тронутся с места на зелёный свет.
«Светофор»
Алмаз Гейфутдинов
На перекрёстке двух дорог
Стоит и в зной, и в град, и в лёд
Необычный постовой,
Охраняет здесь покой.
У него три глаза есть
Каждый подаёт нам весть.
Если красный свет горит,
Путь для транспорта закрыт.
Не давай водитель ходу
Уступите пешеходу.
Жёлтый свет вторым горит,
Нам готовиться велит.
А горит зелёный свет –
Пешеходу ходу нет.
Этот свет призыв даёт:
Все водители – вперёд!
Вот такой он наш герой,
Добрый, честный постовой!
16. Подвижная игра «Собери светофор»
Воспитатель предлагает разделиться на две команды. Команда девочек и команда мальчиков. Чья команда быстрее соберёт из частей светофор (музыкальное сопровождение «Песенка о светофоре» муз. В. Серёжникова, сл. Р. Селянинова.)
17. 4. ребенок (показывает на картине) На картине изображены: легковой, грузовой, общественный и специальный (пожарная машина, скорая помощь, машина милиции) транспорт. Этот знак обозначает, что проезд разрешён прямо и направо.
Воспитатель: Как вы считаете, жители нашего города везде ходят пешком или у нас есть общественный транспорт?.. Какой общественный транспорт ходит у нас в городе?.. (трамвай, автобус, газель) Послушайте загадку:
18.
19. Дом по улице идёт,
На работу всех везёт,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках ( Автобус)
20. Кого перевозит автобус?.. Где люди ожидают его прибытия?.. Как называются те, кто едет в автобусе?.. А когда люди идут пешком, как их называют?..
Дидактическая игра «Виды транспорта»
Воспитатель : У вас у каждого лежит под стульчиком картинка с изображением транспортного средства. Возьмите и внимательно рассмотрите свои картинки и подумайте, к какому виду транспорта относится то, что там изображено.
Подойдите ко мне те, у кого картинка с изображением пассажирского вида транспорта. Назовите их.
Теперь у кого грузовой вид транспорта. Назовите их.
У кого специальный вид транспорта. Назовите их.
21. Подвижная игра « Автомобили на улицах города» (звучит фонограмма Р. Паулса «Светофор»)
Дети (автомобили) ходят по группе (по кругу) на знаки сигнала светофора. Красный свет - стоят на месте, жёлтый – на месте шагают, зелёный – ходят по группе.
22. Воспитатель: (По краям группы стоят дорожные знаки.) А сейчас каждый из вас по очереди подойдет к любому знаку, назови и объясни, что это за дорожный знак. Ну, что Незнайка ты запомнил, что тебе детки рассказали. Ты сейчас уже знаешь, как правильно вести себя на улице?
Незнайка: Да я запомнил, что вы рассказали мне сегодня на занятии. Я даже вспомнил загадки по правилам дорожного движения. Отгадайте!..
23. Красный вагон по рельсам бежит,
Всех, куда надо, он быстро домчит.
Заливистый звон его нравиться детям.
Так в чём же мы с вами по городу ездим? (Трамвай)
24. Сверху-жёлтый,
Снизу-синий,
На груди его звезда,
А над ним воздушных линий
Протянулись провода. (Троллейбус)
25. Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день и ночь
Зелёный, жёлтый, красный. (Светофор)
26. Этот знак такого рода-
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе.
Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход)
27. Вы так много знаете и умеете применять свои знания, я хочу подарить вам раскраски «Виды транспорта» (дарит). До свидания! (уходит)
Воспитатель : Ребята, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? (ответы детей с анализом действий на занятии)
28.
29.
30. Литература
31. 1. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Ахмадиева Р.Ш., Воронина Е.Е., Миннеханов Р.Н., Мустафин Д.М., Попов В.Н., Сахаров А.Н., Халиуллин И.А.- Казань, 2008.-288с.
2. Транспорт. Какой он? Пособие для воспитателей, гувернеров, родителей. Нефедова К.П.-М.: ГНОМ и Д, 2006.-64с.
3. Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Из опыта работы / В.А.Добрякова, Н.В.Борисова, Т.А.Панина, С.А. Уклонская- М.: Просвещение, 1989.- 62с.
Наш дом – планета Земля. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе
Цели:
- Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
- Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
- Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
- Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
- Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
- Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Материалы и оборудование:
Крупное изображение частей света (материков), глобус, физическая карта мира, карта «Солнечная система» (для детей), плакат «Солнечная система», дидактическая картина «Всеземля», картины, изображающие различные народы, населяющие планету Земля, яблоко, волчок.
Ход занятия
На центральной стене зала висит большое панно с изображением земного шара. На боковой стене размещены: старинная карта, карта земли до открытия Кука, физическая карта мира, плакат «Солнечная система». Около стены на столах разложены книги о планете Земля, о Космосе, слайды и иллюстрации «Вселенная», «Народы мира».
Входят дети.
Звучит мелодия русской народной песни «Родина» («Вижу чудное приволье»).
Педагог. Добрый день, мои юные друзья! Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей, от Балтийского моря до Тихого океана. Это огромное государство!
Мы с вами совершили много интересных и увлекательных путешествий по родной стране. Что же вы увидели вокруг, узнали?
Дети. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи.
Дети. Есть маленькие речки, светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля.
Педагог. Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Дети. Земля.
Дети. А в народе ещё так говорят: «Никого не родила, а все матушкой зовут».
Педагог. Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Дети. Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Дети. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно.
Дети. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет.
Дети. Но только на нашей Земле есть жизнь.
Педагог подходит к плакату, на котором изображена Солнечная система и предлагает детям найти среди этих планет наш дом – Землю.
Ребенок находит и показывает.
Педагог. А кто желает показать нашу родную планету на звездной карте?
Дети показывают.
Педагог. А как вы узнали, что это Земля?
Дети. Наша планета голубого цвета.
Педагог. Почему она голубая?
Дети. На Земле много воды.
Дети. Когда космонавты глядят из космоса на нашу планету, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?
Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.
Педагог. Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам.
Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.
Демонстрация иллюстраций.
Дети. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.
Дети. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Дети. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Дети. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Дети. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
Педагог. И добирались они до края Земли?
Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.
Педагог. Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Педагог. Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.
Показ иллюстраций парусных кораблей.
Педагог. Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?
Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.
Физкультминутка. Звучит музыка.
Педагог читает загадку, дети выполняют движения:
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?
Дети (хором). Солнце.
Педагог. Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.
Дети, а как раньше люди представляли себе, что такое небо?
Дети. Когда люди считали Землю плоской, они думали, что днем она накрыта голубым колпаком – небом, по которому движется Солнце. А по ночам какой-то огромный великан закрывает её черным колпаком. Только колпак этот дырявый, в нем много маленьких дырочек, через которые на Землю попадает свет.
Педагог. Вот эти дырочки и есть звезды. Только потом люди поняли, что звезды – это совсем другое. Кто из вас знает, что такое звезды?
Ответы детей.
Педагог. Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они кажутся нам такими маленькими?
Дети. Они находятся очень далеко от нас.
Педагог. Какая звезда к нам ближе всего?
Дети. Это наша звезда – Солнце.
Дети. Она дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.
Звучит «космическая» музыка.
Дети с педагогом встают в круг. В середине круга крупное изображение Всеземли (сделано из кусочков, скрепленных с внутренней стороны).
Педагог. Много миллионов лет назад Земля представляла собой огромный материк. В результате стихийных катаклизмов этот материк стал разрушаться, от него стали отделяться большие и малые куски.
Педагог снимает с модели Всеземли крепления. У детей на руках оказываются большие и маленькие куски «суши». При внимательном рассматривании дети узнают в них очертания современных материков и островов.
Детям предлагается, глядя на физическую карту мира, самостоятельно разложить материки и острова на голубой материи, которая изображает океан.
Дети рассматривают материки, называют их.
Дети. Африка, Америка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида.
Педагог показывает их на глобусе.
Педагог. А что такое глобус?
Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша.
Педагог. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!».
Материки заселены животными, на них растут различные растения, живут разные народы. Педагог показывает иллюстрации, книги, плакаты. Предлагает послушать стихотворение В. Орлова «Общий дом».
Ребенок.
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный, и большой.
Дом кружится возле Солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце,
Осветить оно могло.
Чтобы жили мы на свете,
Не пугаясь, не грозя,
Как хорошие соседи
Или добрые друзья.
Педагог. Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре – воды или суши?
Ответы детей.
Педагог. Дети, представьте, что Земля – это яблоко.
Педагог очищает яблоко, оставляя приблизительно одну пятую часть кожуры.
Педагог. Это и будет суша, а всё остальное – это реки, озера, моря, океаны. Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли. Может быть, вы знаете, как называются некоторые моря и океаны?
Ответы детей.
Педагог показывает на глобусе моря и океаны, затем демонстрирует слайды «Планета Земля».
Педагог. Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.
Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.
Звучит музыка Ю. Чичкова «Скерцо».
Дети надевают шапочки насекомых, птиц, животных. Исполняется музыкальная композиция, дети танцуют и изображают животных. Композиция заканчивается свободным построением детей.
Дети читают стихи.
Первый ребенок.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Второй ребенок.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Третий ребёнок.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Все дети.
Такая планета нужна нам с вами!
Звучит музыка Энио Марикони «Капли дождя».
Педагог.
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
Литература
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – Петрозаводск: Кругозор, 1995.
- Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. – М.: Детская литература, 1967.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2004.
- Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
- Клушанцев П.В. О чем рассказал телескоп. – Л.: Детская литература, 1980.
6. Конспект тематического занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
7.
8. Тема занятия: «Школа пешеходных наук»
9. Тип занятия:обобщение с элементами игры
10. Технология:развивающее, проблемное обучение
11. Методы:игровой, словесный
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Подготовила: воспитатель
25. 1-ой квалификационной категории
26. Звонова Татьяна Анатольевна
27.
28. 2011г
29.
30.
31. 1.Образовательные задачи: Научить детей различать и понимать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
32.
33.
34. 2.Развивающие задачи:Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке.
35.
36. 3.Воспитательные задачи:Воспитывать привычку всегда соблюдать правила дорожного движения.
37.
38.
39.
40. Предварительная работа Экскурсия по улице города, рассматривание дорожных знаков, иллюстраций, книг, альбомов.
41.
42.
43. Материал:таблицы с различными видами дорожных знаков, два светофора, фуражка полицейского, обручи, мячи, книги.
44. Ход занятия
45.
46. Воспитатель: Сегодня мы поговорим на очень важную тему: о правилах дорожного движения. Наш детский сад находится рядом с большой дорогой, на дороге оживленное движение. Чтобы не попасть в беду, чтобы за вас не волновались родители и чтобы спокойны были за рулем водители, надо знать и выполнять правила дорожного движения. По этим правилам живут все люди планеты. Так написал про правила поэт Я.Пишумов
47. «Везде и всюду правила,
48. Их надо знать всегда,
49. Без них не выйдут в плаванье
50. Из гавани суда.
51. Выходят в рейс по правилам
52. Полярник и пилот,
53. Свои имеют правила
54. Шофер и пешеход.
55. По улице, по городу
56. Не ходят просто так.
57. Когда не знаешь правила,
58. Легко попасть впросак.
59. Все время будь внимательным,
60. И помни наперед-
61. Свои имеют правила
62. Шофер и пешеход.
63.
64. (Стук в дверь) Появляется старичок-Лесовичок. Он говорит, что потерял свой домик, потерялся в нашем городе и просит помочь ему.
65.
66. Воспитатель: Поможем Лесовичку, познакомим его с правилами дорожного движения.
67. Воспитатель сажает Лесовичка за стол и предлагает детям посмотреть на доску, где расположены дорожные знаки. Он спрашивает, что это за знаки?
68.
69. Дети:предупреждающие, запрещающие,
70. предписывающие и информационные
71.
72. Воспитатель предлагает рассказать о предупреждающих знаках.
73.
74. Ребенок:Ты запомни взрослый и дошкольник:
75. Этот знак всегда предупредит-
76. Если видишь красный треугольник,
77. Значит, что-то ждет, нас впереди.
78.
79. Воспитатель предлагает рассказать о знаках предупреждающих, которые вывешены на доске. Это-дорожные работы, железнодорожный переезд.
80. Дети рассказывают.
81. Воспитатель:А о чем говорят запрещающие знаки? И какие они бывают?
82.
83. Ребенок: Вот сигналы круглые как солнце
84. Окаймляет красный ободок,
85. В середине-белое оконце,
86. Каждый знак - водителю урок.
87.
88.
89. Дети рассказывают о знаках: « Движение на велосипеде запрещено»,
90. «Движение пешехода запрещено», «Движение без остановки запрещено».
91.
92. Воспитатель: Какие еще знаки вы знаете?
93.
94. Дети: Предписывающие!
95.
96. Ребенок: Предписывающие знаки говорят, что можно делать-
97. Где можно ехать и куда идти.
98. Круг голубой, а ободочек белый,
99. Пожалуйста, вниманье обрати.
100.
101. Затем дети рассказывают о знаках: «велосипедная дорожка», «пешеходный переход», «подземный и надземный переход»
102.
103. Воспитатель: А еще есть знаки информационные. Они информируют человека о дорожных проблемах. Показывает картину «Знаки сервиса» и вместе с детьми обсуждают ее.
104.
105. Воспитатель:А сейчас отгадайте загадку.
106. «Вот стоит на улице
107. В черном сапоге
108. Чучело трехглазое
109. На одной ноге» Что за чучело? (светофор)
110. Дети:светофор!
111.
112. Воспитатель:Ребята, а если нет светофора, движение регулирует патрульный-постовой.
113.
114. Ребенок-постовой: Выполняй закон простой
115. Красный свет зажегся-стой!
116. Желтый вспыхнул-подожди!
117. А зеленый свет-иди!
118.
119. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Красный, желтый, зеленый»
120.
121. Воспитатель:ребята, Лесовичок хочет загадать загадки
122.
123. Что за чудо этот дом,
124. Окна светятся кругом,
125. Носит обувь из резины,
126. А питается бензином? (автобус)
127.
128. Воспитатель предлагает покататься на автобусе; предлагает кому-либо из детей стать водителем (ребенок надевает на себя обруч и подходит к остановке)
129.
130. Воспитатель:Тому, кто хочет поехать на автобусе, вместо билета необходимо назвать правило поведения в автобусе.
131. Дети называют правила, цепляясь сзади за обруч и едут. На пути другие дети прямо на проезжей части беседуют, рассматривают книжки. Автобус останавливается. Подходит постовой и говорит:
132.
133. Подождите-ка, подружки,
134. Где глаза у вас, где ушки?
135. Дело кончится печально,
136. Может быть немало бед.
137. Ведь дорога-не читальня,
138. И не место для бесед.
139. Девочки идут на место, автобус уезжает.
140. Воспитатель предлагает другим детям так же покататься на автобусе, но на дороге мальчики играют в мяч. Автобус резко останавливается, выходит постовой:
141. На проезжей части, дети,
142. Не играйте в игры эти.
143. Бегать можно без оглядки
144. Во дворе и на площадке.
145. Дети садятся, автобус уезжает.
146. Воспитатель предлагает еще покататься. Дети берут с собой Лесовичка (они так же говорят ему правила поведения в транспорте).
147. Автобус трогается, но на пути стоит светофор и загорается красный свет. Автобус останавливается, затем желтый и зеленый. Автобус продолжает движение и доезжает до остановки, дети садятся.
148.
149. Воспитатель: вот мы и поговорили об очень важном деле-правилах дорожного движения и наших помощниках - дорожных знаках. Я надеюсь, что и Лесовичку мы оказали помощь. И теперь он сможет без труда найти дорогу домой. Но, прежде, чем он уйдет, мы познакомим его с нашей группой и покажем ему игрушки.
150. Дети, давайте вспомним еще раз основные правила движения:
151. Красный свет зажегся-стой.
152. Вспыхнул желтый - подожди.
153. А зеленый свет - иди!
154. Молодцы, ребята. Я надеюсь, что все вы будете выполнять эти несложные, но очень важные правила дорожного движения.
155. Скачать:
Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром
в подготовительной к школе группе
Тема: Кто нас учит в школе?
Программное содержание: углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях. Стимулировать к ранней профессиональной ориентации; учить правилам поведения в школе и на уроках; учить подбирать обобщающее слово к группе предметов; воспитывать доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Оборудование: картина «Дети идут в школу»; иллюстрация учителя, класса с учениками, предметные карточки с изображением школьных принадлежностей; два портфеля, школьные принадлежности, два стола. Музыка Эдуарда Хиля «Чему учат в школе», «Дважды два четыре»
Ход занятия
Дети делятся на две команды. За каждый ответ команда получает звезду.
1. Игровой сюрпризный момент.
Ребята, посмотрите внимательно на картины и ответьте на вопросы:
- Что изображено на картине?
- Куда дети идут? (в школу).
- Кто их сопровождает?(родители).
- Что у ребят за спиной? (ранец, портфель).
- Ребята, а как называют детей, которые пошли в школу (школьники).
- У них наверно там лежит что – то очень нужное, давайте отгадаем, что лежит у школьников в портфелях?
Я в линейку, я и в клетку,
Жду хорошую отметку
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу!
(тетрадь)
Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш.
(ластик)
Отгадай, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет, сеет семена.
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки
(ручка)
Коль карандаш ко мне заглянет,
Он остроносым сразу станет.
(точилка)
- А что ещё может лежать в портфеле? (учебники, пенал, линейка, альбом, краски и т.п.)
- Ребята, а кто ждёт ребят в школе? Давайте узнаем!
Мы учим детишек читать и писать,
Природу любить, стариков уважать (учитель)
Слышится стук в дверь. К ребятам приходит учитель и рассказывает о школе и своей работе.
Будьте внимательны все,
Я сейчас расскажу вам о школе, детишки,
Там уже не нужны ни мячи, ни игрушки,
Их заменят учебники, ручки, тетрадки,
Пусть в портфелях лежат они в строгом порядке!
Расскажу я. как в школе, вам нужно учиться…
Вы запомните – это, друзья, пригодится!
Незаметно пролетит веселое, теплое лето, и школа распахнет перед учениками свои двери! Особенные заботы и волнения у будущих первоклассников. Нужно хорошо подготовиться к школе.
-Ребята, а как подготовиться к школе? Что надо купить? (тетрадки, ручки, карандаши, линейку, портфель, школьную форму…) Как много нового и интересного ждет первоклассников в школе! И верный учитель, и новые друзья, и веселые праздники, и перемены, и первый в жизни звонок на урок!
Вас ждёт первая встреча с вашим первым учителем! Он встретит вас и поведет в класс. Ваш учитель - очень важный для вас человек. Он поможет сделать первые, самые трудные шаги по лестнице знаний. С ним вместе вы будете учиться писать палочки и крючочки, читать по слогам букварь, писать в тетради первые слова.
-Первый учитель – это друг, советчик, он не только учит, но и воспитывает ребенка. Он водит детей на экскурсии в парк, в лес, в музей, проводит веселые праздники, отвечает дни рождения детей – стихами, подарками, добрыми пожеланиями.
А сейчас мы отдохнем. В школе во время урока учитель тоже устраивает такие минутки, чтобы детки отдохнули.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В Понедельник я купался А во вторник рисовал В среду долго умывался А в четверг в футбол играл |
В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, в воскресенье Целый день я отдыхал |
2 часть. Игра «Убери лишнее»
- Что нужно учителю для работы?
- Выберите из всех картинок те предметы, который, по- вашему мнению, учителю не пригодиться.
Дети под музыку «Чему учат в школе» выполняют задание.
3 часть. Игра «Кто быстрее соберёт портфель». Детям предлагаются школьные принадлежности и предметы, не относящиеся к школе, дети должны положить в портфель то, что нужно ему в школу.
Дети соревнуются под музыку «Дважды два четыре».
5 часть. Анализ занятия.
4 часть. Подведение итогов. Подсчёт звёздочек.
6 часть. Итог. Чтение стихотворения.
Учитель в классе – самый главный,
Он добрый друг, наставник славный,
И он научит вас всему,
Вам надо помогать ему.
Его не надо отвлекать –
Хихикать громко и болтать.
Ведь если вы шалить начнете
И зря учителя прервете,
То он порядок наведет,
Но время даром пропадет!
И отвечайте на вопросы,
Когда он вас о чем-то спросит,
Уроки каждый день учите,
Чтобы доволен был учитель!
«САДОВЫЕ И ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Воспитатель второй квалификационной категории
подготовительной группы «Алёнка» Минаева Ю.А.
апрель 2011
г. Петропавловск-Камчатский
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Учить распознавать садовые цветы от полевых, лесных цветов;
- Углублять знания и представления детей о цветах, их внешнем виде, местах произрастания;
- Продолжать учить детей работать в парах, малых подгруппах;
- Продолжать учить детей внимательно дослушивать задание до конца, отвечать на вопрос, давая полный ответ;
- Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь детей;
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Мольберт;
- 2 обруча;
- Иллюстрации с цветами;
- Маленькие картинки с цветами;
- Метод. пособие «Части цветка»;
- Презентация «Красная книга»;
- Разрезные карточки с поговорками.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
- Эмблемы;
- Картинки с цветами.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1.Орг.момент
В. Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенёчки;
Очень долго мы шагали
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом опять пойдём.
2. Беседа по теме
В. На полянку вышли, сели. Слышите, какой кругом аромат? А чем это так приятно пахнет, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Я загадываю детям загадку.
Загадка: Нарядные сестрички
Весь день гостей встречают
Мёдом угощают. (Цветы)
Д. Это цветы.
В. Ребята, для чего нужны цветы?
Д. Для красоты, любоваться.
В. Где растут садовые цветы?
Д. В саду, на клумбах.
В. Назовите садовые цветы.
Д. Роза, тюльпан, мак, гвоздика и т.д.
В. Где растут полевые, лесные цветы?
Д. В поле, в лесу.
В. Назовите полевые, лесные цветы.
Д. Колокольчик, ромашка, василёк и т.д.
В. Кто ухаживает за цветами в саду?
Д. Садовник.
В. Чем садовые цветы отличаются от полевых?
Д. Садовые цветы выращивает человек, а полевые растут сами по себе.
В. Какую пользу приносят цветы?
Д. Цветы могут быть кормом для животных, их можно поставить в вазу, из цветов получают лекарства.
В. Какие вы знаете первоцветы, которые «торопятся» расцвести ранней весной?
Д. Подснежник, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка.
В. Почему они появляются первыми?
Д. Потому что эти цветы любят яркий солнечный свет, и появляются тогда, когда деревья не покрылись листвой.
В. А какой полевой цветок любит расти в хлебном поле?
Д. Василёк.
В. А у нас в группе растут садовые или полевые цветы?
Д. В группе растут комнатные цветы.
В. Почему они так называются?
Д. Комнатные цветы это цветы, которые растут в помещении.
В. Как вы ухаживаете за комнатными цветами?
Д. Поливаем, рыхлим землю, вытираем пыль с листочков, обрываем засохшие листья.
В. Молодцы. А сейчас поиграем в игру, которая называется «Назови части цветка»
3. Игра «Назови части цветка»
Разворачиваю мольберт.
В. Самая главная часть цветка?
Д. Корень. Он добывает из почвы воду и минеральные вещества.
Выкладываю прозрачную плёнку с частями цветка.
В. Что следует после корня?
Д. Стебель. По стеблю вещества поднимаются вверх к листьям.
В. После стебля идут…?
Д. Листья. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста.
В. После листьев идет…?
Д. Бутон. Бутон это нераскрывшийся цветок.
В. И остались…?
Д. Лепестки.
В. Какой цветок изображён?
Д. Это мак.
В. Это садовый или полевой цветок?
Д. Садовый и полевой.
В. Молодцы. Приглашаю вас поиграть в игру, которая называется «Забывчивый покупатель»
4. Игра «Забывчивый покупатель»
В. Напоминаю вам правила игры. Покупателю необходимо купить цветок, но он забыл его название. Он описывает этот цветок, а продавец должен догадаться по описанию и показать картинку. Все вместе проверяем.
Д. Я хочу купить цветок, но забыл его название. Он растёт в саду, на стебле есть шипы, бывает красной, белой, жёлтой (Роза).
В вашем магазине я хочу купить один цветок, но забыл его название. Это полевой цветок голубого цвета, его форма похожа на колокол (Колокольчик) И т.д.
5. Игра «Посади цветы»
В. Ребята, кто-нибудь из вас высаживал цветы?
Д. Ответы детей.
Делю детей на две подгруппы.
1 команда сажает садовые цветы в клумбу;
2 команда сажает полевые цветы на полянку.
Проверяем, правильно ли команды справились с заданием.
6Игра «Отгадай поговорку»
Делю детей на две команды.
В. Из разрезных карточек вам надо собрать одну поговорку, прочитать её и объяснить, почему так говорят.
Проверяем, правильно ли команды справились с заданием.
7. Презентация «Красная книга»
В. Ребята, но многие знакомые вам цветы занесены в Красную книгу. Как вы думаете, что это за книга?
Д. Красная книга это книга, в которую занесены редкие растения, которых очень мало на земле.
В. Почему она именно красного цвета?
Д. Красный цвет это символ запрета!
В. Давайте назовём эти цветы.
Подвожу детей к монитору и показываю на компьютере цветы, которые занесены в Красную книгу.
В. Что нужно делать людям, чтобы редкие цветы и растения не исчезали с нашей Земли?
Д. Не рвать, уничтожать цветы, а бережно относиться к природе. В лесу нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от втаптывания.
7.Итог занятия
В. О чём мы сегодня говорили на занятии?
Какие вы знаете цветы?
Понравилось вам занятие?
Какое задание вам понравилось больше?
Какое задание показалось для вас трудным?