Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль общения со сверстниками в процессе развития речи ребенка

Рыжова Наталья Алексеевна,
воспитатель
ГБДОУ (детский сад)
комбинированного вида №134, .

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, не ограничен семьей. Его окружение - это не только мама, папа и бабушка, но и сверстники. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него контакты с другими детьми. Вопросы, ответы, сообщения, возражения, спор, требование, указания - все это разные виды речевого общения. Очевидно, что контакты ребенка со сверстниками - это особая сфера жизнедеятельности ребенка, которая существенно отличается от его общения со взрослым. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к ребенку, окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны друг к другу. И все же общение с детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие. Начиная с четырех лет, сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером, чем взрослый. Общение с детьми проходит значительно более эмоционально, свободно, раскованно, оживленно, чем со взрослым.  Все эти особенности общения отражаются в речи детей.

Первая отличительная особенность речевых контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная экспрессивность, выразительность и раскованность сильно отличают их от речевых контактов со взрослым. Если со взрослым дети обычно разговаривают более или менее спокойно, просто, без лишней экспрессии, то разговоры со сверстником, как правило, сопровождаются яркими интонациями, криком, кривляньями, смехом и пр. В речевом общении дошкольников больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении со взрослым. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния - от негодования до бурной радости. Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.

Вторая особенность речевых контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Разговаривая со взрослым, даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов. В разговорах со сверстником дети используют самые неожиданные, непредсказуемые фразы, слова, сочетания слов и звуков: они «жужжат», «трещат», передразнивают друг друга, намеренно искажая, «пародируя» слова своего партнера, придумывают новые названия знакомым предметам. И как ни странно, такое, казалось бы, бессмысленное  «кривляние» и «жужжание» имеет большой психологический смысл. Если взрослый дает ребенку культурные нормы речевого общения, учит говорить, как надо, как все говорят, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества детей, для проявления его индивидуальности. По мнению М. И. Лисиной, самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит детской активности, никто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала - игра, фантазирование  - значительно чаще происходят вместе со сверстником.  А сейчас о третьей отличительной особенности речи дошкольников, адресованной сверстнику. Она заключается в преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах с ровесниками ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому у детей часто не получаются долгие разговоры - они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, ответы или высказывания другого как бы не замечаются вовсе. Из-за этого детские диалоги быстро распадаются.

Совсем по-другому дети воспринимают высказывания взрослого. Инициативу и предложения взрослого они поддерживают в два раза чаще. Они обычно стараются ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушают рассказы и сообщения старших. Разговаривая со взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам. В контактах со сверстником все наоборот: главное, успеть высказаться самому, рассказать о себе, а услышат ли тебя и что тебе ответят, уже не так важно.

Еще одна черта, отличающая речь сверстников, состоит в том, что речевое общение дошкольников значительно богаче и разнообразнее по своему назначению, по своим функциям. Взрослый до конца школьного возраста остается для ребенка источником оценки и новой информации. По отношению к сверстнику уже с 3-4-летнего возраста дети решают значительно более широкий спектр разнообразных задач: здесь и управление действиями партнера (показать, как надо и как не надо делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание образцов (заставить его сделать так, как я хочу), и совместная игра (вместе решить, во что и как) и постоянное сравнение с собой (я вон как могу, а ты?), и много всяких других проблем решает ребенок, когда общается со своим сверстником. Именно в общении со сверстником появляются такие сложные действия, как притворство (т. е. стремление сделать вид, притвориться веселым или испуганным), желание выразить обиду (нарочно не ответить, показать ему, что больше не хочу с ним играть), фантазирование. Такой сложный спектр отношений детей порождает разнообразие речевых контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

Таковы наиболее общие отличия речи детей в общении со взрослыми и со сверстниками. Эти отличия говорят о том, что взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон речи ребенка. В общении со сверстником ребенок учится выражать себя, свои желания, настроения, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. Очевидно, что для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети.

Список  литературы

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

2.Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под. ред. М.И. Лисиной. М., 1978.

 3.Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. М., 1974.

4.Репина Т. А. Социально - психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988.

5.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Детство -Пресс,2000

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»