Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Народное декоративно прикладное искусство в художественно эстетическом развитии дошкольников

Буяльская Наталья Владимировна,
воспитатель ГБДОУ №12
Кировского района Санкт-Петербурга

Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. И эти познания ребенок впитывает с «молоком матери» через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и интересно в произведениях народных мастеров. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не используются в полной мере.

Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.

Источником творчества народного мастерства является родная природа, окружающий быт, а его произведения становятся частью окружающей жизни,

повседневного быта. Деревянная посуда из липы, расписанная мастерами  из Хохломы, по красоте и убранству драгоценной посуде ровня. «Золото из Хохломы в воде не тонет и в огне не горит».

А какие игрушки делали народные мастера на забаву и радость детям! Вот сестрицы – матрешки мал-мала-меньше, чем не забава – спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная.

Исследователи отмечают, что богородские мастера-игрушечники вырезали свои игрушки из дерева. Красота дерева в игрушке не прячется под слоем краски, а наоборот проявляется благодаря специфике резьбы, а для пущей забавы фигурки из дерева мастер делает двигающимися. Вот медведь стучит по наковальне или пилит дрова с мужиком.

Дымковские глиняные расписные игрушки тоже делались заботливыми крестьянскими руками, чтобы порадовать сыночка или дочку. В строгости воспитывались крестьянские дети, но и порадовать их игрушкой родители не забывали. Это тоже традиционно для укладки народной жизни, где каждой вещи свое место, каждому делу свой срок, старости уважение и почет, младости заботу и ласку. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе воспитанию ребенка, понятно ему. В народном декоративно прикладном искусстве окружающий мир отражается условно, символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализации, но сохраняет целостность, законченность образа.

Условность образа, нацеленность на типическое, красочность, декоративность, выраженность эмоционального настроения – эти качества народно декоративно-прикладного искусства присущи и творчеству детей. Но в отличие от детского творчества и это не случайность, выработанная, отточенная веками традиция. Детям же предстоит еще осознать, принять как эстетический идеал совершенства кажущейся простоты формы в дымковской игрушке, сочетание цвета в Городецкой росписи, композиционные основы хохломского узора, изящество синего, голубого и белого в гжельской росписи.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства в формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему гармоничному развитию личности».

Исследователи народного искусство В.И Василенко, В.С.Воронов, М.А Некрасова, Т.Я Шпикалова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, человечность, связь с окружающей жизнью.

Коллективность творчества – важное качество, так как труд носит коллективный характер: изделия создаются целым коллективом.

Традиционность – народное искусство имеет глубокие корни, уходящие в глубину веков. Веками отбирались и отрабатывались характерные черты того или иного вида росписи, вышивки, ее колорит, композиционный строй, элементы.

Язык народного искусства не несет эклектики, он лаконичен, в нем заключается совершенство композиции. Т.Я. Шпикалова отмечает и такую черту народного искусства, как праздничность и мажорность, отражающую полнокровное и оптимистическое восприятие мира.

Следующая черта народного искусства его гуманность, человечность, оно содержательно и направлено на то, чтобы обогатить жизнь человека, сделать ее содержательной.

Знакомясь с народным декоративным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о тои, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.

Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов. Например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки».

Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастерству, создавшему их, у них возникает стремление самому создавать прекрасное.

Итак, с помощью народного искусства можно развивать мышление, воображение, эмоциональное отношение к художественной деятельности, интеллектуальность, познавательную потребность в самоутверждении, а все эти процессы, вместе взятые огромный шаг к развитию творчества у детей.

На основе вышесказанного я, работая с детьми подготовительной к школе группы, ставила перед собой задачи познакомить детей с народной росписью, показать ее красоту, вызывая в детях чувство радости, желание не только рассматривать созданные народными умельцами узоры, но и научится воспроизводить их, а также создавать свои композиции на материале народного искусства. Хочу представить задачи обучения детей изобразительной деятельности на материале народного искусства, перечень занятий, в подготовительной группе.

Задачи.

Воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. Учить, самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства народной росписи.

Продолжать учить детей изображать предметы с натуры. Учить передавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовые сочетания в декоративном узоре. Развивать декоративное творчество детей на основе усвоения народного искусства. Учить выполнять работы коллективно. Формировать у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.

Расширять представления о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгам художников: Ю.М. Васнецов, И.Я Билибина, Б.В. Зворыкина, Т.А. Мавриной и других, на этой основе – учить, самостоятельно создавать сказочные иллюстрации и украшать их, используя элементы народных росписей. Расширять представления детей о народно - прикладном искусстве и народных игрушках. Учить детей сравнивать изделия народных мастеров.

Темы занятий:

  1. Закрепление знаний о дымковской игрушке.
  2. Рисование элементов дымковской росписи.
  3. Лепка «Дымковская игрушка».
  4. Знакомство с хохломским промыслом.
  5. Рисование элементов хохломской росписи.
  6. Рисование «Узор в круге, используя элементы хохломской росписи»
  7. Лепка декоративной пластины по мотивам народных изделий.
  8. Знакомство с гжельской керамикой.
  9. Рисование элементов гжельской росписи.
  10. Лепка по мотивам гжельской посуды.
  11. Роспись силуэта чайника по мотивам гжельских мастеров
  12. Аппликация «Силуэтное вырезывание посуды»
  13. Роспись различных силуэтов элементами хохломского узора.
  14. Ярмарка «Золотая хохлома»
  15. «Путешествие матрешки»
  16. Аппликация Вырезывание силуэтов матрешки.
  17. Росписи семеновской матрешки
  18. Знакомство с Полхов-майдановской игрушкой.
  19. Росписи силуэта элементами Полхов - майдановских мастеров.
  20. Знакомство с творчеством Васнецова.
  21. Знакомство с творчеством художника Билибина.
  22. Знакомство с творчеством художника Зворыкина.
  23. Знакомство с творчеством художника Мавриной.
  24. Знакомство с художниками на материале произведений фольклора
  25. Рисование «Сказочный дом» (стимулировать использование народной росписи).
  26. Аппликация «Сказочные дворцы»
  27. Рисование «Сказочные дворцы»
  28. Лепка «Сказочные птицы»
  29. Рисование «Мой любимый сказочный герой».
  30. Рисование «Моя любимая сказка»
  31. 31. Придумай и нарисуй свою сказку.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»