Занятие по изобразительной деятельности для детей средней группы
Декоративное рисование. Роспись Барыни дымковским узором.
Лаврова Ирина Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт – Петербурга
Цель: закрепить знания о народных промыслах России, дымковских игрушках; формировать интерес к изобразительной деятельности и произведениям искусства; воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.
Задачи:
художественно-эстетические
-
повторить виды народных промыслов (роспись, игрушки, изделия из ткани и металла и проч.)
-
развивать творческие навыки, эстетическое восприятие
-
продолжать знакомить детей с декоративным рисованием
-
закрепить знания о специфике дымковской росписи (сочетание цветов, особенности орнамента)
социализация
-
воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей
коммуникация
-
формировать представление детей о других регионах России, городах, народном наследии
-
расширение словаря детей за счет новых слов и терминов
познание
-
формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей
музыка
-
развивать умение выполнять движения, соблюдая ритм
Материалы и оборудование:
демонстрационный
-
дымковские игрушки: Индюк, Барыня, кавалеры, козлики
-
таблицы с изображениями дымковских игрушек
-
таблица с элементами дымковской росписи
-
картина с зимним пейзажем
-
плакаты
-
фотографии
-
диск с фольклорной музыкой
раздаточный
-
листы бумаги с рисунком Барыни в простом карандаше по контуру на каждого ребенка
-
цветные карандаши
-
фломастеры
-
открытки с изображениями дымковских игрушек на каждого ребенка
-
предварительные работы самих детей с элементами дымковского узора
Предварительная работа:
-
беседа, рассматривание подлинников дымковских мастеров, картинок, открыток, фотографий
-
рассказ о дымковских мастерах
-
занятие о дымковской игрушке (включая лепку из пластилина)
-
рисование элементов дымковской росписи в рабочих тетрадях (по таблицам)
Ход занятия
1. Вводная часть и игра «Назови»
Дети стоят полукругом. Воспитатель предлагает им поучаствовать в игре «Назови» и узнать по наблюдаемому фрагменту, что за предмет от них спрятан. Например, красный гребень принадлежит дымковскому индюку, расписанные разноцветными полосками ножки — филимоновской лошадке, расписной деревянный хвост — хохломской птице, керамический носик — гжельскому кувшину. Ребята угадывают изделия народно-прикладного искусства, отмечают, почему они так решили.
Воспитатель: Верно, молодцы! А какие еще виды народных промыслов вам известны?
Ответы детей.
После повторения изученного ранее материала следует переход ко второй части занятия.
2. Основная часть
Воспитатель выносит подлинники дымковских игрушек и обращает на них внимание детей.
Воспитатель: Ребята, взгляните! Сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы узнаете их?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, верно. Это дымковские игрушки — Индюк и Барыня. Как вы их узнали? Что в них особенного?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Мы сразу узнали наших гостей, потому что для их росписи используются узоры определенных цветов и формы, присущие только дымковским игрушкам. Делают их в деревне Дымково из глины и расписывают дымковским узором вручную кистями и красками. Сейчас я расскажу вам об этой деревне, где мастера создают такие замечательные игрушки, а Ваня прочитает вам стихотворение о дымковской игрушке, которое он выучил наизусть. Закройте глаза и представьте себе деревню зимой — старинные домики, белые шапки на крышах, из печных труб валит дым, высокие деревья, изгороди, заснеженные дороги, сугробы — так, как вы видели на картине с зимним пейзажем.
Чтение стихотворения
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Точки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
Поведем о ней рассказ.
Воспитатель: Молодец, Ваня. Стихами ты поведал нам историю дымковской чудо-игрушки. Деревня, где она зародилась, находится вблизи города Вятка — сейчас это часть города Киров. Поэтому игрушку также называют вятской или кировской. В старину каждую весну люди отмечали праздник Свистунья, к которому готовились заранее — лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козликов и уток. Постепенно праздник утратил свое значение, но промысел, связанный с глиняными игрушками, не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Давайте рассмотрим наших гостей внимательнее и послушаем, что они про себя расскажут.
Один из ребят читает стихотворение и демонстрирует игрушку дымковского Индюка.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост –
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
А высокий гребешок,
Краской яркою горя,
Как корона у царя.
Другой ребенок рассказывает стихотворение о Барыне и показывает ее остальным.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво –
Как наша Барышня красива!
Воспитатель: Ребята, а вы хотите овладеть мастерством дымковских умельцев? Тогда сегодня мы с вами будем расписывать дымковским узором Барыню, но сначала давайте вспомним, какие цвета используют народные художники для росписи?
Ответы детей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый).
Воспитатель: А какие элементы входят в дымковский узор?
Ответы детей (кружочки, колечки, точки, клеточки, волнистые линии).
Воспитатель: Верно. Мы с вами говорили об этом на предварительном занятии. Обратите внимание, что цвета и элементы узора сочетаются друг с другом. А как эти игрушки изготавливают?
Ответы детей.
Просмотр презентации о процессе изготовления дымковской игрушки.
Физкультминутка
Воспитатель исполняет частушки, звучит фольклорная музыка. Дети двигаются под нее, используя элементы русских народных танцев.
1. Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
2. Дымковские барыни
Всех на свете краше,
А гусары-баловни –
Кавалеры наши.
3. Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
4. С лентами, да с бантами,
Да под ручку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
5. Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные.
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
3. Художественная часть
Воспитатель: А теперь я приглашаю вас украсить наших Барыней, которых вы изобразили в карандаше. Сегодня они станут яркими, нарядными, веселыми. Для этого у вас есть цветные карандаши и фломастеры. Вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждую свою игрушку мастера расписывают по-своему, поэтому они непохожи друг на друга, но всегда уникальны и неповторимы (воспитатель еще раз обращает внимание детей на рисунки с элементами росписи дымковской игрушки, которые они сделали сами на предварительном занятии). Старайтесь выполнять свою работу аккуратно и красиво. Цветными карандашами вы можете раскрасить шляпу, юбку и кофточку Барыни, а фломастерам нарисовать кружки, линии, точки. Все понятно? А теперь приступайте к работе.
Во время занятия воспитатель отмечает старание детей и хвалит их. Пока ребята выполняют роспись, звучит народная музыка.
По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ.
В заключении — закрепление изученного материала.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы принимали у себя гостей из Дымково — Индюка и Барыню. Вы смогли почувствовать себя народными мастерами и расписали дымковским узором одну из игрушек. Теперь ваши работы отправятся на нашу выставку, на стенд «Мир глазами детей», где ими смогут полюбоваться ваши родители, воспитатели и дети из других групп. Наше занятие окончено. Молодцы, ребята!
Список использованной литературы:
1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я — гражданин России, Вако, 2008
2. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009
3. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель, 2010
4. Киселева Г.Г., Шаклеин С.П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007