Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Занятие по изобразительной деятельности для детей средней группы

Декоративное рисование. Роспись Барыни дымковским узором.

 

Лаврова Ирина Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 46
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Кировского района Санкт – Петербурга


Цель: закрепить знания о народных промыслах России, дымковских игрушках; формировать интерес к изобразительной деятельности и произведениям искусства; воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Задачи:

художественно-эстетические

  • повторить виды народных промыслов (роспись, игрушки, изделия из ткани и металла и проч.)

  • развивать творческие навыки, эстетическое восприятие

  • продолжать знакомить детей с декоративным рисованием

  • закрепить знания о специфике дымковской росписи (сочетание цветов, особенности орнамента)

социализация

  • воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей

коммуникация

  • формировать представление детей о других регионах России, городах, народном наследии

  • расширение словаря детей за счет новых слов и терминов

познание

  • формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей

музыка

  • развивать умение выполнять движения, соблюдая ритм

Материалы и оборудование:

демонстрационный

  • дымковские игрушки: Индюк, Барыня, кавалеры, козлики

  • таблицы с изображениями дымковских игрушек

  • таблица с элементами дымковской росписи

  • картина с зимним пейзажем

  • плакаты

  • фотографии

  • диск с фольклорной музыкой

раздаточный

  • листы бумаги с рисунком Барыни в простом карандаше по контуру на каждого ребенка

  • цветные карандаши

  • фломастеры

  • открытки с изображениями дымковских игрушек на каждого ребенка

  • предварительные работы самих детей с элементами дымковского узора

Предварительная работа:

  • беседа, рассматривание подлинников дымковских мастеров, картинок, открыток, фотографий

  • рассказ о дымковских мастерах

  • занятие о дымковской игрушке (включая лепку из пластилина)

  • рисование элементов дымковской росписи в рабочих тетрадях (по таблицам)

 

Ход занятия

1. Вводная часть и игра «Назови»

Дети стоят полукругом. Воспитатель предлагает им поучаствовать в игре «Назови» и узнать по наблюдаемому фрагменту, что за предмет от них спрятан. Например, красный гребень принадлежит дымковскому индюку, расписанные разноцветными полосками ножки — филимоновской лошадке, расписной деревянный хвост — хохломской птице, керамический носик — гжельскому кувшину. Ребята угадывают изделия народно-прикладного искусства, отмечают, почему они так решили.

Воспитатель: Верно, молодцы! А какие еще виды народных промыслов вам известны?

Ответы детей.

После повторения изученного ранее материала следует переход ко второй части занятия.

2. Основная часть

Воспитатель выносит подлинники дымковских игрушек и обращает на них внимание детей.

Воспитатель: Ребята, взгляните! Сегодня к нам в гости пришли игрушки. Вы узнаете их?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, верно. Это дымковские игрушки — Индюк и Барыня. Как вы их узнали? Что в них особенного?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Мы сразу узнали наших гостей, потому что для их росписи используются узоры определенных цветов и формы, присущие только дымковским игрушкам. Делают их в деревне Дымково из глины и расписывают дымковским узором вручную кистями и красками. Сейчас я расскажу вам об этой деревне, где мастера создают такие замечательные игрушки, а Ваня прочитает вам стихотворение о дымковской игрушке, которое он выучил наизусть. Закройте глаза и представьте себе деревню зимой — старинные домики, белые шапки на крышах, из печных труб валит дым, высокие деревья, изгороди, заснеженные дороги, сугробы — так, как вы видели на картине с зимним пейзажем.

Чтение стихотворения

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки,

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Точки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

Поведем о ней рассказ.

Воспитатель: Молодец, Ваня. Стихами ты поведал нам историю дымковской чудо-игрушки. Деревня, где она зародилась, находится вблизи города Вятка — сейчас это часть города Киров. Поэтому игрушку также называют вятской или кировской. В старину каждую весну люди отмечали праздник Свистунья, к которому готовились заранее — лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козликов и уток. Постепенно праздник утратил свое значение, но промысел, связанный с глиняными игрушками, не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Давайте рассмотрим наших гостей внимательнее и послушаем, что они про себя расскажут.

Один из ребят читает стихотворение и демонстрирует игрушку дымковского Индюка.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост –

У него совсем не прост,

Точно солнечный цветок.

А высокий гребешок,

Краской яркою горя,

Как корона у царя.

Другой ребенок рассказывает стихотворение о Барыне и показывает ее остальным.

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво –

Как наша Барышня красива!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите овладеть мастерством дымковских умельцев? Тогда сегодня мы с вами будем расписывать дымковским узором Барыню, но сначала давайте вспомним, какие цвета используют народные художники для росписи?

Ответы детей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый).

Воспитатель: А какие элементы входят в дымковский узор?

Ответы детей (кружочки, колечки, точки, клеточки, волнистые линии).

Воспитатель: Верно. Мы с вами говорили об этом на предварительном занятии. Обратите внимание, что цвета и элементы узора сочетаются друг с другом. А как эти игрушки изготавливают?

Ответы детей.

Просмотр презентации о процессе изготовления дымковской игрушки.

Физкультминутка

Воспитатель исполняет частушки, звучит фольклорная музыка. Дети двигаются под нее, используя элементы русских народных танцев.

1. Наши руки крендельком,

Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

2. Дымковские барыни

Всех на свете краше,

А гусары-баловни

Кавалеры наши.

3. Мы игрушки расписные,

Хохотушки вятские,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

4. С лентами, да с бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

5. Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

3. Художественная часть

Воспитатель: А теперь я приглашаю вас украсить наших Барыней, которых вы изобразили в карандаше. Сегодня они станут яркими, нарядными, веселыми. Для этого у вас есть цветные карандаши и фломастеры. Вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждую свою игрушку мастера расписывают по-своему, поэтому они непохожи друг на друга, но всегда уникальны и неповторимы (воспитатель еще раз обращает внимание детей на рисунки с элементами росписи дымковской игрушки, которые они сделали сами на предварительном занятии). Старайтесь выполнять свою работу аккуратно и красиво. Цветными карандашами вы можете раскрасить шляпу, юбку и кофточку Барыни, а фломастерам нарисовать кружки, линии, точки. Все понятно? А теперь приступайте к работе.

Во время занятия воспитатель отмечает старание детей и хвалит их. Пока ребята выполняют роспись, звучит народная музыка.

По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ.

В заключении — закрепление изученного материала.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы принимали у себя гостей из Дымково — Индюка и Барыню. Вы смогли почувствовать себя народными мастерами и расписали дымковским узором одну из игрушек. Теперь ваши работы отправятся на нашу выставку, на стенд «Мир глазами детей», где ими смогут полюбоваться ваши родители, воспитатели и дети из других групп. Наше занятие окончено. Молодцы, ребята!


Список использованной литературы:

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я — гражданин России, Вако, 2008

2. Традиционная глиняная игрушка Русского Севера. Раздел Ш. Вятская игрушка, М., 2009

3. Русские художественные промыслы, самые красивые и знаменитые. М., Мир энциклопедий Аванта+, изд. Астрель,  2010

4. Киселева Г.Г., Шаклеин С.П. Дымковская игрушка на рубеже столетий. Киров (Вятка), 2007

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»