Изучение психологических особенностей дошкольника
Погосян Арминэ Саркисовна
Обеспечение нормального хода психического развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями - является основным показателем успешной работы педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Грамотный выбор различных методик позволяет воспитателям проводить работу в соответствии с условиями, в которых находится ребёнок. В то же время, они могут учитывать свой педагогический опыт и непременно осуществлять анализ проделанной работы. Основу педагогического мастерства составляет умение применять методы в различных ситуациях. От воспитателя требуется умение понимать ребёнка, его эмоциональное состояние.
Исходя из этого, одним из главных мест в квалификации воспитателя занимает умение применять различные средства и методы элементарной диагностики, знание основ психодиагностики как науки. Исследовательская установка является основой педагогического творчества. «Педагог должен стать настоящим наблюдателем – исследователем ребёнка, не пассивным воспринимателем его, кем он бывает обычно; по отношению к ребёнку он должен всегда находиться в исследовательской установке истинного наблюдателя, жадно ловящего каждый штрих поведения, тут же его осмысливающего, тут же претворяющего своё наблюдение в педагогическое действие». (Басов М.Я.)
Что же необходимо знать воспитателю дошкольного учреждения, для того, чтобы следить за ходом психического развития детей?
Прежде всего, он должен представлять центральные стороны развития ребёнка, а не отдельные его стороны. Воспитателю важно увидеть основные проявления детской психики в трёх важнейших сферах: становлении личности, познавательных процессах и деятельности. Необходимо выделить наиболее существенное, показать динамику, направления, закономерности и взаимосвязи. «Для развития личности важна произвольность поведения, осознание общественных правил поведения, волевая регуляция, мотивы поведения и деятельности».(Урунтаева Г.А.)
Для того, чтобы понять и осмыслить ход психического развития ребёнка, воспитателю необходимо изучить взаимосвязь и взаимозависимость его качества и свойства.
При проведении воспитателем диагностики детей очень важно определиться: с помощью каких методик это сделать и как изучить? Методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс, для того чтобы исследование не нарушало жизнедеятельность детей, а естественно вписывалось в неё.
Наблюдение является главным методом, которое проводится в привычных для детей условиях: во время непосредственно-образовательной деятельности, хозяйственно-бытового труда, игровой деятельности и т.д. Данный метод не имеет возрастных ограничений и применяется к детям любого возраста. Основным его преимуществом является то, что ребёнок даже если и замечает, что за ним наблюдают, не понимает смысла этого процесса и продолжает вести себя естественно. Наблюдение дополняется беседой и анализом проделанной работы.
Часто используется в наблюдении – эксперимент. Ребёнку создаются условия, в которые он включается неоднократно и содержание используемого материала тоже ему очень близко.
Методы диагностики, которые используются воспитателем, доступны и просты. Они не требуют специальной аппаратуры. Каждый воспитатель, зная содержание педагогического процесса, может изготовить и подобрать самостоятельно необходимый материал (картинки, стихи, сказки, этические ситуации, вопросы для беседы).
Обрабатывая и анализируя полученные данные, воспитатель опирается не только на психологические знания, но и на собственный педагогический опыт.
Используемая литература:
1. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми // Избр. психолог. произведения.- М., 1975. -С.83.
2. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. - М. Издательский центр "Академия", 1996. - 96 с.- (Пед. образование).