Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Изучение психологических особенностей дошкольника

Погосян Арминэ Саркисовна

   Обеспечение нормального хода психического развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями - является основным показателем успешной работы педагогов в дошкольном образовательном учреждении. Грамотный выбор различных методик позволяет воспитателям проводить работу в соответствии с условиями, в которых находится ребёнок. В то же время,  они могут учитывать свой педагогический опыт и непременно   осуществлять анализ проделанной работы. Основу педагогического мастерства  составляет умение применять методы в различных ситуациях. От воспитателя требуется умение понимать ребёнка, его эмоциональное состояние.

    Исходя из этого, одним из главных мест в квалификации воспитателя занимает умение применять различные средства и методы элементарной диагностики, знание  основ психодиагностики как науки. Исследовательская установка является основой педагогического творчества. «Педагог должен стать настоящим наблюдателем – исследователем ребёнка, не пассивным воспринимателем его, кем он бывает обычно; по отношению к ребёнку он должен всегда находиться в исследовательской установке  истинного наблюдателя, жадно ловящего каждый штрих поведения, тут же его осмысливающего, тут же претворяющего своё наблюдение в педагогическое действие». (Басов М.Я.)

   Что же необходимо знать воспитателю дошкольного учреждения, для того, чтобы следить за ходом психического развития детей?

   Прежде всего,  он  должен представлять  центральные стороны развития ребёнка, а не отдельные его стороны.  Воспитателю важно увидеть основные проявления детской психики в трёх важнейших сферах: становлении личности, познавательных процессах и деятельности. Необходимо выделить наиболее существенное, показать динамику, направления, закономерности и взаимосвязи.  «Для развития личности важна произвольность поведения,  осознание общественных правил поведения, волевая регуляция, мотивы поведения и деятельности».(Урунтаева Г.А.)

   Для того, чтобы понять и осмыслить ход психического развития ребёнка, воспитателю необходимо изучить взаимосвязь и взаимозависимость его качества и свойства.

  При  проведении воспитателем  диагностики детей очень важно определиться: с помощью каких методик это сделать и как изучить? Методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс, для того чтобы исследование не нарушало жизнедеятельность детей, а естественно вписывалось в неё.

  Наблюдение является главным методом, которое проводится в привычных для детей условиях: во время непосредственно-образовательной деятельности, хозяйственно-бытового труда, игровой деятельности и т.д. Данный метод не имеет возрастных ограничений и применяется к детям любого возраста. Основным его преимуществом является то, что ребёнок даже если и замечает, что за ним наблюдают, не понимает смысла этого процесса и продолжает вести себя естественно. Наблюдение дополняется беседой и анализом проделанной работы.

  Часто используется в наблюдении – эксперимент. Ребёнку создаются условия, в которые он включается неоднократно и содержание используемого материала тоже ему очень близко.

   Методы диагностики, которые используются воспитателем, доступны и просты. Они не требуют специальной аппаратуры. Каждый воспитатель, зная содержание педагогического процесса, может изготовить и подобрать самостоятельно  необходимый материал (картинки, стихи, сказки, этические ситуации, вопросы для беседы).

  Обрабатывая и анализируя полученные данные, воспитатель опирается не только на психологические знания, но и на собственный педагогический опыт. 

 

Используемая литература: 

1. Басов М.Я.  Методика психологических наблюдений над детьми // Избр. психолог. произведения.- М., 1975. -С.83.

2. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошк. учреждений. - М. Издательский центр "Академия", 1996.  - 96  с.- (Пед. образование). 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»