Влияние народного творчества на речевое развитие детей
Мезгина Марина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №11»
г. Сосновый Бор
В современном обществе становятся все более популярны различные инновации, которые, в свою очередь, находят свое отражение в методах образования и воспитания. Однако не стоит забывать и о традиционных русских народных способах воспитания и передачи опыта — сказках, пословицах, поговорках, скороговорках, потешках и т.д. Они доказали свою эффективность на примере многих поколений, а потому до сих пор не утратили своей актуальности.
Важная проблема заключается в том, что зачастую родители недостаточно внимания уделяют различным формам фольклора и обсуждению их содержания с детьми, а также воспитанию в детях любви и уважения к творчеству русского народа.
Особенного внимания заслуживает такая форма народного творчества как сказка. Сказка формирует эстетические и нравственные ценности: весь опыт человечества в сжатом символическом виде открывается ребенку. В сказках нет прямых наставлений, но в содержании заложен всегда урок, который дети постепенно воспринимают.
Сказка развивает фантазию и эмоциональную сферу ребенка, обогащает словарный запас, знакомит с окружающим миром. Слушание сказки, наряду с игрой, выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Детская сказка – это общение с малышом на понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни [1].
В русском фольклоре очень много разновидностей сказок, при работе с дошкольниками целесообразнее обращаться к следующим видам сказок:
ñсказки о животных;
ñбытовые сказки;
ñволшебные сказки.
Сказки о животных сами по себе полны гуманистического содержания, а также информации о различных видах зверей, птиц, их повадках. Это знание также развивает речевой аппарат ребенка: он учится произносить звуки, которыми «общаются» между собой звери и птицы.
Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Их можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.
Сказки о животных изобилуют юмором. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы.
В сказках о животных много песенок, пословиц, прибауток, присловий. Они зачастуютак выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания [см. подробнее 3].
Бытовые сказки приучают детей труду и дружной совместной работе. Здесь развитие речевого аппарата ребенка проявляется в изучении произношения слов и звуков, а также интонаций каждого персонажа сказки в процессе драматизации и сюжетно-ролевых игр.
Русская волшебная сказка создает перед ребенком поразительно живой, замысловатый мир, который развивает его воображение. В волшебных сказках ярче представлены моральные ценности персонажей. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность [см. подробнее 3].
Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности Это напрямую влияет на развитие связной последовательной речи.
Работа со сказкой многогранна и может включать в себя несколько этапов:
ñЗнакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций.
ñЭмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок.
ñХудожественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании.
ñПодготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок [2].
Таким образом, данные формы работы со сказкой позволяют развивать коммуникативность, фантазию и образное мышление детей, а также помогают воспитателю усилить творческий контакт с детьми и их родителями. Кроме того, сказка положительно влияет на звукопроизношение и развитие связной речи, что особенно важно для дошкольника.
Литература:
1. Михайлина Е.В. Педагогический потенциал русской народной сказки в воспитании младших школьников // [Электронный ресурс]: http://www.arteducation.ru/dissovet/zashchity/mikhaylina/disser_mikhaylina_18.09.2014.pdf(дата обращения 15.02.2015).
2. Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Международный образовательный портал Maam.ru [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru/detskijsad/tema-rol-skazki-v-nravstvenom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html] (дата обращения 17.02.2015).
3. Тигунова Т.А. Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников // Социальная сеть работников образования nsportal.ru[Электронный ресурс]: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2012/02/24/rol-skazki-v-nravstvennom-vospitanii-doshkolnikov(дата обращения 17.02.2015).