Общение дошкольников со сверстниками
Чернышова Олеся Александровна
Воспитатель ГБДОУ детский сад №66
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением интеллектуального
развития воспитанников
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Человек постоянно выступает как носитель одной или нескольких социальных ролей. Взаимодействуя друг с другом и выполняя различные социальные роли, люди остаются личностями. Любая социальная роль оставляет для своего исполнителя возможность проявления индивидуальности. Благодаря этому социальные (безличные, ролевые) отношения становятся межличностными т.е. психологическими.
Современные дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии личности ребенка.
Общение ребенка со своими сверстниками является важным звеном в цепочке его воспитания, развития и взросления. Человек не может жить без социума с самого детства. Именно поэтому мы отдаем детей в детский сад, чтобы они росли среди своих ровесников и учились искусству коммуникации, взаимоуважению и поддержке. Приучать ребенка к общению с ровесниками нужно с самого раннего возраста, ненавязчиво помогая ему в выборе друзей и направляя дружбу в нужное русло.
Если ваш ребенок дошкольного возраста до сих пор не научился играть вместе с другими детьми, то это - повод для беспокойства. Здесь просто необходима ваша помощь. Объясните своему малышу о необходимости научиться взаимодействовать с другими детьми. Ведь совместная игра учит ребят процессу коммуникации. Научите своего ребенка правильно знакомиться с детьми и завязывать дружбу. Проиграйте с ним эту сценку несколько раз, чтобы малыш привык и не испугался в первый раз. Учите его быть вежливым и уступчивым в игре с другими детьми.
Если ваш ребенок пошел в школу, то его учитель должен следить за атмосферой в классе, влиять на взаимодействие ребят. Если же малыш не может найти общий язык со своими одноклассниками, ваша задача – помочь ему справиться с появившимися трудностями в общении. Узнайте у учителя о поведении вашего ребенка на уроках и во время перемены. Ни в коем случае не журите ваше дитя за проявленную замкнутость и неумение общения.
Дома в спокойной обстановке во время беседы расспросите ребенка, что он думает о своих одноклассниках, кто ему нравится, а кто нет. Выясните причины его замкнутости. Попросите родителей, с которыми вы общаетесь, отправиться вместе с вами и детьми в парк на прогулку или на пикник, чтобы помочь вашему ребенку сдружиться с ребятами.
Если ваш ребенок учится уже в старших классах, то он сам вправе выбирать себе круг общения. Если же у него нет компании, то здесь вы можете помочь только советом, направить его, разобраться в ситуации. Возможно, он сам стал причиной отчуждения сверстников, а возможно, он просто излишне скромен или до сих пор не научился искусству коммуникации. Дайте ему почитать соответствующую литературу, проведите с ним беседы по этому вопросу, расскажите ему ситуации из своей жизни, показывая на собственном примере, как нужно устанавливать социальные связи.
Станьте первым и самым близким другом своему чаду, чтобы он открылся вам. Тогда вы сможете понять причину беспокойства ребенка и помочь ему.