Использование презентаций при ознакомлении старших дошкольников
с правилами дорожного движения, как реализация образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие»
Змиевская Елена Анатольевна
С каждым годом увеличивается поток транспорта на улицах и дорогах города. Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий вызывает чувство горечи и досады, особенно, когда в результате несчастных случаев на дорогах страдают дети. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Предоставленные самим себе, дети, особенно дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Известно, что знания, полученные в детстве, наиболее прочны, правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Целью этой работы в детском саду является: создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Это направление выделено ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», а именно «..формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
В процессе работы были подобраны: соответствующий дидактический материал, сделаны пособия, трафареты, внесены схемы, модели, альбомы, подобрана детская литература и иллюстрации, которые стимулировали познавательную активность и интерес каждого ребёнка. Но среди настольно – печатных дидактических игр о дорожных знаках сложно найти игру, которая способствует развитию функции самоконтроля у детей, что немаловажно в ходе принятия решения, например, при переходе улицы или в другой дорожной ситуации.
К играм, которые учат старших дошкольников самоконтролю, осознанному принятию решений, четкому выполнению правил, можно отнести компьютерные игры.
В предметно-развивающей среде группы, где я работаю, есть Smart Board, которую я использую для работы по данной теме. Работа с данным оборудованием (SmartBoard) носит рекомендательный характер и рассчитана как на совместную деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет), так и на самостоятельную деятельность. Одними из задач работы в данной области является: развитие кинестетических ощущений, тактильной чувствительности; развитие пространственных представлений, умения ориентироваться на плоскости и в пространстве; развивать аккуратность при работе со SmartBoard.
Использование компьютерных презентаций для ознакомления детей с правилами дорожного движения в полной мере позволяют обеспечить наглядность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, так как возможности программы PowerPointMicrosoftOfficeпозволяют сочетать текстовый материал с видеоизображениями, а также музыкальным и звуковым сопровождением. Анимация, музыка, привлекают большое количество дидактического материала; повышают объём выполняемой работы в 1, 5 – 2 раза; обеспечивают высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ребенку, применяя разноуровневые задания). Восприятие происходит быстрее, благодаря тому что, весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого им необходимо решить поставленную задачу.
Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждую непосредственно образовательную деятельность нетрадиционной, яркой, насыщенной, приводит к необходимости использовать различные способы подачи материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
В своей работе на Smartдоске, я попробовала использовать компьютерные презентации по ПДД – «Мой приятель светофор», «Дорожные знаки в стихах», «Дорожная Азбука», «Загадки по ПДД».
Серия презентаций охватывает большой объем материала по изучению ПДД: ребенок - пешеход; ребенок – пассажир; ребенок – водитель. Темы: «светофор», «виды транспортных средств, их классификация», «сведения о дороге и ее главных составных частях», «участники дорожного движения», «группы дорожных знаков и указателей, их назначение», «причины ДТП», «дидактические игры».
У меня в работе с детьми уже больше 15 презентаций по ознакомлению и закреплению знаний по правилам дорожного движения.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
В интернете я использую сайт «Детские электронные презентации», адрес сайта (www.viki.rdf.ru), например, презентации и клипы по ПДД:
1. «Торопыжка» - светофор и пешеходный переход, как вести себя на улице.
2. «Дорожные знаки» - название и значение дорожных знаков.
3. «Правила дорожного движения для малышей» - ребенок - пешеход
4. «Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте» - ребенок - пассажир
5. «Стой, внимание, иди! » - ребенок - водитель
Понимая, что в рамках только детского сада невозможно решить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка на улицах города, поэтому строю свою работу так, чтобы родители становились нашими единомышленниками. Родителям рекомендую использовать развивающие CD - диски, такие как:
1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы" в этой игре в доступной форме открываются юным пешеходам и велосипедистам секреты дорожного движения.
2. По дороге со Смешариками – в этой игре проходит знакомство с сигналами светофора, дети знакомятся с видами городского транспорта, изучают дорожные знаки и правила перехода через улицу.
3. Правила дорожного движения – в этой игре ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.
4. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают ребят учить правила дорожного движения и дорожного этикета.
5. ПДД для малышей (4-7 лет) – в этой игре в веселой и увлекательной форме помогают ребёнку выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.
6. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.
7. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.
8. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М. : Издательство Скрипторий 2003», 2007.
9. Богданович А. Пешеходу – малышу, М., 1974.
10. Георгиев Г. Светофор. М., 1972.
11. «Добрая Дорога Детства» (ДДД).
12. Клименко В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. М, 1975.
13. Козорезова Т. Г. Пешеходом быть – наука. – Краснодар: «Советская Ку-бань», 1997.
14. Хромцова Т. Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.