Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формы и методы работы воспитателя старшей группы с родителями
по воспитанию экологической культуры у детей

Колтубаева Наталья Валерьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №66

общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением интеллектуального
развития воспитанников

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения в котором я работаю. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке. Казалось бы, о роли семьи в воспитании детей сказано многое. Но, будучи воспитателем, приходится порой задумываться о том, как помочь семье эффективно использовать весь воспитательный потенциал, как понять специфику воспитания в отдельной семье, характер влияния на воспитание каждого участника процесса, не навредить, а стать добрым помощником родителям. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Каждый из тех, кто нанёс или наносит вред природе, когда-то были детьми. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура — это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки детей: сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой, понимать её значение для человека. Основные задачи моей работы в этом направлении: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация воспитательных умений родителей; поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях. Принципы взаимодействия воспитателя и родителей детей, посещающих группу: 1. Доброжелательный стиль общения с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится моя работа с родителями. В общении с родителями для меня неприемлемы категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому учреждению в целом. 2. Личностный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 3. Взаимодействие семьи и педагога. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: педагог — родитель педагог — ребенок — родитель. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Всю работу надо проводить дифференцированно. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому, что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, я пришла к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Поэтому в течение нескольких последних лет разрабатывала проекты собраний в форме дискуссий, диспутов, круглых столов и устных журналов. При выборе форм общения с родителями надо помнить: следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации установочного родительского собрания сначала уместно провести анкетирование по вопросам экологии, для планирования дальнейшего общения по данному вопросу. Такую форму работы, как консультации на экологическую тематику, можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям: прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители прочитали ее. После консультации можно побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, наблюдать природу по пути в детский сад или домой, с обсуждеием увиденного. Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, сопереживать живым существам. Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе. Например: насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел. Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в общегородских акциях, конкурсах, смотрах. Это позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки, газеты. Интересная форма работы с семьей — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему научить его, на что обратить внимание. Важные моменты: все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены; содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет; оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы); содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей. Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»