Непосредственно образовательная деятельность по развитию элементарных математических представлений
в подготовительной группе
На выручку Микки-Мауса
Инькова Надежда Васильевна,
воспитатель детский сад №21
Кировского района Санкт-Петербурга
Программное содержание:
· закрепление понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не»;
· формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.
· закрепление знания прямого и обратного счёта, дней недели и геомет-рических форм;
· упражнять в пространственном расположении фигур относительно заданной;
· формировать мышление, творческое воображение, побуждать детей к проявлению эмоциональной отзывчивости, оказанию помощи.
Материал и оборудование:
· белый лист бумаги
· геометрические фигуры
· 2 обруча
· игрушка Микки – Маус
· картина «Волшебная страна»
· картинка «замок», ключи
ТСО
· магнитофон
· аудиозапись песни Н. Королёвой «Маленькая страна».
Ход занятия:
(Дети на ковре).
-Ребята, в руках у меня письмо от Микки – Мауса, который хотел к нам при-лететь в гости, но его самолёт потерпел аварию и Микки – Маус оказался в волшебной стране, один в глухом лесу. Он просит нас помочь ему выбраться из беды. Ну как, поможем Микки – Маусу?
- Молодцы, а я и не сомневалась в этом.
- Чтобы помочь Микки – Маусу, все вы должны быть внимательными, долж-ны правильно отвечать, охотно играть. Вы согласны с этим? Тогда давайте быстрее приступим к выполнению такой сложной задачи.
- Проведём небольшую разминку. Игра «Вопрос – ответ».
· Сколько носов у 7 псов?
· Сколько хвостов у 5 ослов?
· Сколько ушей у 2 малышей?
· Сколько ушек у 2 старушек?
· Сколько ног у 2 котов?
· Сколько пальчиков у 1 мальчика?
· Сколько у 6 журавлей – шей?
· Сколько у 2-х котов рогов?
· Сколько голов у Змея – Горыныча?
o У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько внуков у бабушки Даши?
o Назовите сказки в названии которых есть числа: «3 медведя», «3 поро-сёнка», «3 толстяка», «12 месяцев», «Волк и 7 козлят», «Белоснежка и 7 гномов», «Цветик- семицветик». «101 долматинец», «Бабушка, у кото-рой было 40 внучат».
-Молодцы, ребята, прекрасная получилась у нас разминка. Вы хорошо отве-чали на вопросы.
- А теперь, ребята, подумайте, на чем можно отправиться в волшебную стра-ну – (ковёр – самолёт, …,…).
- Чтобы добыть этот ковёр-самолёт – нам надо подобрать (на листе нарисо-ван замок с 10 точками) шифр к этому замку; давайте посчитаем сколько же точек нарисовано в скважине замка: 1…10 и обратно от10 до 0 …
- Замок открывается. Перед нами ковёр-самолёт. Проходите ребята, садитесь поудобнее. Пристегните ремни. (Сели на ковёр).
- Я превращаю ковёр-самолёт в волшебный…
Заклинание: «О ковёр-самолёт, отправляйся в полёт.
В волшебной стране Микки-Маус нас ждёт».
- Ребята, чтобы наш ковёр-самолёт приземлился, нам необходимо поиграть в игру с двумя обручами.
(Перед игрой нужно выяснить, где находятся 4 области, определяемые на ковре двумя обручами, а именно:
1. внутри обоих обручей;
2. внутри красного, но вне зелёного обруча;
3. внутри зелёного, но вне красного обруча;
4. вне обоих обручей (показать карандашом или счётной палочкой).
- Расположить фигуры так, чтобы:
· внутри красного обруча оказались все красные фигуры;
· внутри зелёного обруча оказались всекруглые фигуры.
Подытожить игру. Итак:
· внутри красного обруча оказались все красные фигуры;
· внутри зелёного обруча оказались всекруглые фигуры;
· внутри обоих обручей должны лежать красные круги, так как внутри зелёного обруча лежат круглые; а внутри красного – только красные фигуры.
(Звучит песня Н. Королёвой «Маленькая страна».
Развернуть фланелеграф – рисунок «Волшебная страна» смотрит на детей.
Ковёр – самолёт приземляется).
- Наш ковёр – самолёт приземляется. (Дети видят пред собой весёлого Микки – Мауса).
- Здравствуй Микки – Маус, вот и выручили мы тебя из беды.
- Микки – Маус благодарит ребят за помощь – Спасибо, ребята, я знал, что вы спасёте меня.
Физкультминутка «Микки – Маус дорогой, поиграй-ка ты со мной…»
- Дорогой Микки – Маус, мы приглашаем тебя к себе в гости. Сейчас мы отправимся в обратный путь.
(Проговаривается заклинание раз, другой – не действует).
- Ребята, ковёр – самолёт потерял свои волшебные свойства. Надо что-то де-лать.
(Предлагается детям пройти за столы: сесть поудобнее…)
- Ребята, перед вами чистый лист бумаги и поднос с геометрическими фигу-рами. Положите аккуратно перед собой лист и слушайте внимательно.
Положим:
1. красный круг (на середину);
2. над красным кругом, выше, жёлтый треугольник;
3. под красным кругом, ниже, синий овал;
4. справа от синего овала положите жёлтый прямоугольник, а слева – ещё один жёлтый прямоугольник;
5. под синий овал, ниже, положите 2 жёлтых треугольника.
- Кто у вас получился? (Человечек, Петрушка).
- Выполнив это задание, мы помогли ковру – самолёту вновь приобрести волшебные свойства. Ребята, проходите на ковёр – самолёт, и ты Микки – Маус, садись с нами, поудобнее.
Заклинание: «О ковёр-самолёт, отправляйся в полёт.
Детский сад наш родной нас с нетерпеньем ждёт».
- А чтобы ковёр – самолёт не потерял необходимое направление, мы должны ответить на ряд вопросов: «Дни недели».
1. Сколько дней в неделе? (количество).
2. Назовите дни недели (перечислить).
3. В понедельник мы вылетели, а на 7-й день должны прилететь.
Какой это день недели?
4. Созвездие «Волшебные сны» мы пролетели в день, следующий после вторника. Какой это день? (среда).
5. Назовите соседей вторника, четверга.
-Молодцы!
(Звучит песня Н. Королёвой «Маленькая страна» по убывающей. Дети подпевают).
- Вот мы и дома, в нашей любимой группе «Светлячки» и Микки – Маус с нами. Ребята, будьте добрыми, гостеприимными хозяевами, познакомьте Микки – Мауса с нашим родным детским садом.