Роль семьи в воспитании дошкольника
Проймина Светлана Викторовна
«Ребенок учится тому, что видит он в своем дому»
Я. Корчак
Как крепкая семья является основой любого государства, так нормы, принятые в семейном кругу, являются фундаментом будущего восприятия жизни ребёнком. Папа и мама - это первый и главный социальный опыт малыша, и от того, как взрослые будут воспринимать ребёнка, зависит его будущее восприятие мира. Поэтому главной задачей педагога является разъяснение родителям понятия "родительский авторитет", который является формой передачи опыта от более старшего поколения к более младшему, а вовсе не возможность распоряжаться судьбой ребёнка, применяя при этом деспотические методы. Для малыша необходим постоянный психологический контакт с родителями, контакт, при котором должны быть исключены любые негативные характеристики личности. В нем необходимо подчёркивать самобытность, то есть принимать те его черты, что присуще только ему, что и являются частью его индивидуальности. От того, насколько здоровым, - избавленным от ненужных негативных примесей,- будет восприятие ребёнка, зависит качество его жизни в будущем. Из этого видно, что основная функции семьи не просто удовлетворить необходимые физические потребности ребёнка ( пища , приемлемые условия жизни), но помочь ребёнку в его психическом взрослении, где родитель исполняет роль любящего педагога, аккуратно относящегося к самовыражению своего воспитанника. В зависимости от того, как родители воспринимают своё чадо, психологи выделяют три типа воспитания детей: 1.демократический 2.диктаторский 3.попустительский Очевидно, что демократический подход наиболее благотворный. При нем родители не просто выполняют свой долг, но и прислушиваются к мнению ребёнка, раскрывая через это его личность. Обратным демократическому является попустительский, где родители лишь исполняют свой долг, обеспечивая малыша всем необходимым, но совершенно не прислушиваясь, а часто и вовсе не обращая внимания на то, что говорит им малыш. Так же к попустительскому подходу можно отнести и излишнюю склонность удовлетворять каждое желание ребёнка. Третий подход, когда родитель - деспот, мнение ребёнка не замечается, оно просто сознательно игнорируется. К сожалению, этот способ является абсолютной крайностью и может очень навредить психике ребёнка. Зачастую родители хотят видеть в детях то, что не смогли реализовать в себе, что тоже является крайностью, в которой наиболее остро проявляется родительский эгоизм. Основной критерий демократического подхода - это выбор, к которому ребёнка можно направить, создавая необходимые условия, но ни в коем случае не принуждение. Родители должны стать в первую очередь образцом, позволив ребёнку выбрать то, что ему наиболее подходит. А задача самого родителя в определённый момент разъяснить то, что малышу может оказаться непонятным. Папе и маме необходимо обратиться к себе самим - наблюдать за тем, что они говорят, как относятся к другим людям. Качество условий жизни играет второстепенную роль в формировании мировоззрения ребёнка, первостепенным является качество межличностных отношений. Важно постоянно налаживать внутреннюю семейную организацию, как неотъемлемую часть эволюционного процесса. Такой процесс, как взаимопомощь направлен на преодоление общих проблем. В семье не может быть разделение на проблемы "твои" и "наши". Никто не может позиционировать себя в семье, как отдельный механизм, у всех членов семьи одна общая цель и эта цель - благополучие. Поэтому родители должны всегда стараться отвечать интересам малыша. Если ему хочется попробовать помочь кому-то из родителей - нужно попробовать в игровой манере приобщить ребёнка, но ни в коем случае не задвигать любознательность ребёнка на второй план. Сопричастность ребёнка в любом процессе и ответ этой сопричастности со стороны родителя - это и есть внутрисемейный процесс эволюции. Если обязанность семьи это забота о детях, их воспитании и развитии, то обязанность родителей - забота о детях внутри семьи, для этого они наделяются родительскими правами. Семейный кодекс: Раздел IV Глава 12 СК РФ. «Права и обязанности родителей» Статья 63 « Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» гласит: 1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей 2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Семья – это сложившийся коллектив родственников. Действуя согласованно, в воспитании детей она и должна выполнять все права и обязанности, возложенные на неё: обеспечить ребенку все условия для физического развития; участвовать в формировании его личности; закладывать основы нравственного поведения; формировать творческие интересы; обучать ребенка. В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность в знаниях, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовывать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем всестороннее гармоническое развитие личности. Под физическим развитием не стоит понимать только лишь совместные занятия утренней гимнастикой или выполнение нескольких спортивных упражнений раз в день. Такие проявления воспитания сказываются на детском здоровье положительно, однако к физическому развитию ребенка относятся и формирование у него в раннем возрасте простейших двигательных навыков – сидения, ходьбы без поддержки, и приобщение его к здоровому образу жизни. Прививать ребенку любовь к физкультуре и спорту нужно с раннего детства. Делать это рекомендуется, привнося развлекательный элемент в совместные занятия, ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Для старших дошкольников показательным будет собственный пример родителей. Совместные занятия физкультурой и спортом не только укрепляют здоровье, но и повышают сплоченность семьи. В семье ребенок проводит большую часть своего времени. Поэтому его личность формируется под влиянием семьи, в процессе взаимоотношений с родственниками. Формирование личности дошкольника происходит психически, интеллектуально, физически. Он становится более самостоятельным, эмоциональным, появляется свое мнение, осознание своего «я» в социуме. От того, какими будут условия развития личности дошкольника, его окружение, воспитание, зависит формирование личности человека. Родители должны понимать, что возраст от трех до шести лет – это возраст развития, первых проб и ошибок, социализации ребенка, поиска себя в этом мире. Именно сейчас мама, папа, близкие и любящие люди должны уделять максимум времени ребенку – общаться с ним, заниматься вместе творчеством, читать книги. Все это создаст в будущем прочный фундамент и личности человека, и взаимоотношений его с близкими людьми. Родители должны всячески способствовать социальному развитию личности ребенка, учить его проявлять уважение, симпатию, терпимость, ни в коем случае ни сравнивать его с другими детьми. Одновременно развивается связная речь, это стимулирует логическое мышление. Именно в этом возрасте дети способны говорить, рассказывать придуманные истории, фантазировать. Родители должны помогать ребенку развивать фантазию, речь, творческое мышление. Каждую свободную минутку вместе можно тратить с пользой – придумывать по очереди короткие сказки, сочинять истории. Можно поиграть и в такую игру – начать читать сказку из книжки, и вместе придумать ее собственное продолжение. Такие простые и приятные и детям, и взрослым занятия очень полезны, ведь это и теплое эмоциональное общение, и развитие мышления, речи. В дошкольном возрасте ребенок преодолевает огромный путь развития, он открывает свое взрослое «я», свой внутренний мир. Задача взрослых – помочь ему это сделать. Не последнюю роль в развитии ребёнка играют культура поведения и нравственность. Вести себя правильно родители учат своих детей с раннего возраста. Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной работы человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Родителям необходимо учить своих детей правилам этикета и доброжелательному общению. Необходимо рассказывать ребёнку, как нужно говорить правильно, учить его новым словам и прививать любовь к книге, обучать правилам личной гигиены. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам. Каждый ребенок любознателен. У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. Сказки, стихи, совместное прочтение и обсуждение произведений не только помогут развивать познавательный интерес ребенка, но и сблизят его с родителями. Всесторонне развитая личность, вне зависимости от того 5 ей лет или 50, не может не интересоваться искусством. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка. Развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребёнка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по - человечески. Прежде всего надо воспитывать себя. Воспитание детей требует серьезности, простоты и искренности. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Я. Корчак